Макроэкономические показатели – ТОП-16 основных индикаторов экономики

макроэкономические показатели

 

Индикаторы или основные макроэкономические показатели – это набор макроэкономических данных, характеризующих состояние экономики конкретной страны/региона. На основе этих индикаторов можно не только оценить текущее состояние экономики, но и, учтя динамику их изменения, спрогнозировать развитие событий в будущем. Эти данные используются на всех уровнях – центробанки на основе этой статистики корректируют кредитно-денежную политику, а рядовые инвесторы выбирают приоритетные рынки и секторы экономики.

 

Классификация макроэкономических индикаторов

Классификацию можно привести по нескольким критериям. В зависимости от того, что именно характеризуют показатели выделяют:

  • Данные по ценам. Имеется в виду изменение потребительских цен или инфляция. В нормально работающей экономике должна быть инфляция. Центробанки задают целевой уровень роста потребительских цен, в идеале реальные данные должны находиться близко к целевому уровню.
  • Индикаторы экономической активности. Публикуются в виде статистики по отдельным секторам экономики.
  • Рынок труда. Сюда относится статистика, характеризующая занятость, безработицу, рост заработных плат, количество созданных рабочих мест.
  • Финансовые индикаторы. Консолидированный бюджет, объем инвестиций, данные по долговой нагрузке.

 

Также макроэкономические показатели делятся в зависимости от запаздывания:

  • Опережающие индикаторы позволяют предсказать какую-либо тенденцию в будущем. Хороший пример – статистика по заявкам на получение пособия из-за потери работы. Если есть резкий рост их количества, то скорее всего в будущем в экономике будет спад, а занятость снизится. В этом случае статистика по заявкам – опережающий индикатор, статистика по занятости еще не вышла, но уже можно предположить какой она будет.
  • Запаздывающие – не рассчитываются в режиме реального времени, а публикуются в будущем за прошлые отчетные периоды. Это связано с невозможностью учитывать в режиме реального времени все факторы, влияющие на соответствующие макроэкономические показатели в экономике. Например, информация по ВВП за 2-й квартал будет опубликована в третьем квартале – есть запаздывание между завершением отчетного периода и выходом статистики за него.

 

Ниже детально описываются ключевые макроэкономические индикаторы. Эту информацию придется учитывать, если собираетесь работать на финансовых рынках.

Рекомендую прочитать также:
Тейперинг что это простыми словами
Что такое тейперинг в экономике простыми словами? Как реализуется tapering?
  Денежно-кредитная политика не статична. Регуляторы корректируют ее, например, за счет изменения процентных ставок, реализации программ количественного смягчения. Так центробанки […]

 

Описание ключевых макроэкономических индикаторов

В экономическом календаре регулярно публикуются десятки различных новостей. Но ключевых показателей не так много, по каждому из них ниже дана основная информация.

 

ВВП (Валовой внутренний продукт)

ВВП можно рассматривать как численное отображение экономической активности в рамках определенной страны. Учитывается только активность на территории отдельной страны, если, например, китайская компания купит немецкий бизнес, и он будет располагаться на территории Германии, то его деятельность не будет учитываться при определении китайского ВВП.

ВВП – один из ключевых макроэкономических показателей. Его рост означает рост экономики страны в целом.

Выделяют несколько подвидов ВВП:

  • Реальный. Корректируется с учетом размера инфляции, то есть рассчитывается в ценах так называемого «базового года».
  • Номинальный. Отличается от реального тем, что рассчитывается с учетом текущих цен, то есть нет коррекции на величину инфляции.
  • Подушевой ВВП. Значение ВВП делится на население страны, используется для сопоставления благосостояния различных стран.

макроэкономические показатели

 

На основе номинального и реального ВВП можно вычислить дефлятор ВВП, для этого номинальное значение делится на реальное и умножается на 100%. Это позволяет оценить, например, уровень инфляции.

Для экономически развитых стран нормой считается рост ВВП на 2-3%. Для развивающихся регионов при благоприятных условиях рост может достигать 8-12%.

Если при расчете ВВП ограничиться учетом деятельности резидентов, то получим Валовый Национальный Продукт. По сравнению с ВВП он менее популярен и реже используется в фундаментальном анализе.

 

 

Инфляция

Этот показатель характеризует скорость обесценивания денег, входит в основные показатели макроэкономики. В идеале инфляция должна быть примерно равна целевому уровню, для развитых экономик – это 2-4%, центробанк сам определяет этот показатель.

Чаще всего публикуется в виде:

  • Индекса потребительских цен (ИПЦ). С его помощью оценивается изменение стоимости ключевых для рядового потребителя товаров и услуг. В зависимости от страны методика расчета может корректироваться, например, в США из расчета исключена стоимость продуктов питания и энергии
  • Индекса цен производителей (ИЦП). Рассчитывается на основе изменения цены товаров/услуг, продаваемых/предоставляемых отечественными производителями. В расчете участвуют компании, работающие в товарно-сырьевом и перерабатывающем секторе, также задействована промышленность.

 

Индекс цен производителей считается опережающим индикатором для ИПЦ. Если цены производителей растут, то они будут вынуждены компенсировать повышенные расходы за счет потребителей. То есть потребительские цены в будущем станут увеличиваться.

Инфляция

 

Низкая инфляция может спровоцировать центробанк запустить программу количественного смягчения. Дефляция – серьезная проблема, регуляторы стараются не допускать таких ситуаций.

 

 

Занятость и безработица

Перечисленные в заголовке термины – 2 стороны одной медали, если растет безработица, то снижается занятость и наоборот. Так как экономика циклична, то периодический рост и снижение занятости – норма. Задача государства заключается в том, чтобы не допустить краха рынка труда и резких колебаний.

Для оценки обоих показателей используется несколько индикаторов:

  • Занятость. Показывает долю занятого населения от общего количества работоспособного населения.
  • Количество заявок на получение пособия по безработице.
  • Количество созданных рабочих мест. Важна в первую очередь динамика этого показателя на истории. В отдельных странах могут быть свои модификации этой статистики. Например, в США чрезвычайно важен отчет Nonfarm Payrolls – количество рабочих мест, которые удалось создать за месяц за пределами сельскохозяйственного сектора. В отдельных случаях публикация этой статистики может очень сильно влиять на валютный рынок. Если отчет NFP сильно отличается от ожиданий, то курс доллара может резко снижаться/расти.

Всплеск волатильности по рынку труда США

 

Между ВВП и занятостью есть прямая зависимость. Между безработицей и ВВП наблюдается устойчивая обратная корреляция. График на рисунке ниже показывает эти зависимости.

Между ВВП и занятостью есть прямая зависимость.

 

 

Заказы на товары длительного пользования

Особенность товаров этого типа – продолжительный срок службы, покупатели не будут менять их каждый год. В статистике учитывается не только покупка холодильников, автомобилей, стиральных машин, но и заказы промышленного оборудования самими производителями товаров.

Рост заказов на товары этой категории означает, что в ближайшие месяцы темы производства будут расти, что является бычьим фактором для экономики. Показатель этого типа может корректироваться.

Рост этого индикатора указывает еще и на уверенность покупателей в будущем. Люди готовы тратить деньги только при условии, что не ожидают потрясений в ближайшее время.

 

 

Объемы производства различных секторов промышленности

Для понимания того как этот фактор влияет на экономику страны нужно разобраться в причинах роста объемов производства:

  • Предприятия наращивают объемы производства только при росте заказов.
  • Рост заказов возможен при условии, что у населения есть возможность тратить деньги, а это в свою очередь возможно при высоком уровне потребительского доверия.
  • Также рост заказов обеспечен смежными секторами промышленности.

Как и остальные перечисленные показатели важна динамика изменения объемов производства.

 

 

Индикаторы, связанные со строительным сектором

Макроэкономические показатели страны, связанные с этим сектором, включают:

  • Количество выданных разрешений на строительство.
  • Количество незавершенных сделок на вторичном рынке, речь идет о перепродажах домов и квартир.
  • Данные по продажам новостроек.

Рост продаж недвижимости – индикатор, подтверждающий то, что у населения есть деньги, желание их тратить, банки готовы кредитовать граждан на приемлемых условиях. Это признаки работающей экономики. К тому же продажи недвижимости дают застройщикам деньги на реализацию новых проектов.

Важно соотношение между темпами строительства и реализацией объектов недвижимости. Если темпы строительства обгоняют продажи, то это плохой признак – появляется все больше простаивающих объектов, в которые застройщик уже вложил деньги.

Строительный бизнес цикличен. Зимой может наблюдаться спад.

Рекомендую прочитать также:
Что такое деноминация простыми словами
Что такое деноминация? Механизм ее проведения + Примеры из истории
  При упоминании этого термина сразу на ум приходит 1998 г., дефолт и деноминация рубля. Тот период был не лучшим […]

 

Торговый баланс

Этот индикатор дает ответ на вопрос об объемах импорта и экспорта. Если торговый баланс отрицательный, то страна больше импортирует, если положительный, то доминирует экспорт. Последний вариант предпочтителен.

Торговый баланс зависит в том числе и от курса национальной валюты. При ее росте товары отечественных производителей становятся менее привлекательными за рубежом, экспорт может снижаться. Слабая нацвалюта выгодна производству, ориентированному на экспорт.

 

 

 

Объем розничной торговли

Индикатор характеризует потребительский спрос, что является мерилом состояния любой экономики. Если на дистанции потребительский спрос стабильно растет, это можно расценивать как признак оживления экономики.

Это еще и маркер потребительских настроений. В периоды кризисов потребители предпочитают сокращать расходы до минимума, покупаются только предметы первой необходимости.

 

 

Индекс экономических настроений

Этот показатель не характеризует производственный сектор или объемы торговли. Индекс экономических настроений – это скорее оценка состояния экономики на основе мнения институциональных инвесторов.

Регулярно учитывается мнение нескольких сотен аналитиков и институциональных инвесторов. На основе этого рассчитывается значение индекса. Если оно больше 0, то считается, что дела в экономике идут неплохо, если меньше 0 – возможно снижение темпов роста.

Индекс может меняться в большом диапазоне. На истории видно, что в периоды кризисов он уходит глубоко в отрицательную зону, затем происходит восстановление.

Индекс экономических настроений

 

 

Индекс потребительского доверия

Потребительское доверие относится к категории опережающих индикаторов. Рост потребительского доверия указывает на то, что в ближайшем будущем потребители начнут тратить больше денег. Большие расходы в свою очередь спровоцируют ускорение темпов роста промышленности, подстегнут инфляцию и оживят экономику в целом.

На истории хорошо прослеживается связь между потребительским доверием и экономическими кризисами. На соответствующем графике для США видно, что доверие потребителей резко падало при крахе доткомов, после мирового финансового кризиса конца нулевых, после объявления пандемии коронавируса.

Индекс потребительского доверия

 

 

Как отслеживать значимые макроэкономические показатели

Ежедневно по десяткам стран публикуется масса новостей. И если данные, например, по ВВП Молдовы не слишком важны, то данные по ЕС, Германии, Франции, США, Великобритании, Китаю и прочим крупным странам желательно не упускать из виду.

Отслеживать всю статистику вручную не слишком удобно, поэтому были созданы экономические календари. Это агрегаторы, в которые стекается основная статистика по всем странам. К тому же можно фильтровать показ новостей за нужные даты и отсеивать их по «весу».

В календарях отображается 3 столбца с данными:

  • За предыдущий отчетный период.
  • Фактические данные.
  • Прогнозируемые данные.

Что касается конкретных ресурсов, то можно работать со следующими календарями:

  • Investing.com. Довольно удобный сервис, можно отфильтровать статистику по странам, значимости каждой новости и по датам. Для каждой из новостей дается краткое описание, история и ссылка на источник. Сервис популярен, соответствующий виджет с календарем от Investing.com используется, например, на Bloomberg.com.

Индекс потребительского доверия

  • ForexFactory. Это не только популярный форум, на котором выкладываются десятки индикаторов и советников, но и источник данных по основным макроэкономическим индикаторам. Есть все необходимые фильтры, можно настроить временную зону, чтобы время выхода статистики указывалось в удобном для вас формате. Как и на Investing.com доступно отображение данных в виде графика.

ForexFactory

  • Fxstreet.com. Еще один неплохой ресурс с удобным экономическим календарем. Помимо гибкой настройки фильтров можно, например, скачать график выхода статистики в виде отдельного документа. В остальном дублируется функционал приведенных выше сервисов.

Fxstreet.com.

 

Кроме того, схожие по функционалу календари есть на сайте практически каждого брокера, отличается только внешний вид. Например, на Investing.com «вес» новости задается количеством звезд, а в календаре от ForexFactory этот параметр задается цветом маркера – желтый, оранжевый либо красный. Других значимых различий нет и быть не может так как единственное назначение календаря – отображение информации о времени выхода значимой статистики.

 

 

Как использовать макроэкономические показатели в торговле

Система макроэкономических показателей влияет не только на инвестиционную привлекательность рынка конкретной страны, но и на котировки валют. Эту информацию нужно учитывать и при трейдинге, и при инвестировании.

Метод использования макроэкономической статистики зависит от стиля работы:

  • Трейдерам на время выхода важной статистики желательно просто приостановить торговлю. Это единственное, что можно сделать. Вы не сможете спрогнозировать какой будет новость и как она повлияет на рынок, поэтому лучше не торговать в периоды, когда котировки могут взлететь/упасть на десятки пунктов.
  • Инвесторы могут оценивать привлекательность рынков, опираясь на основные индикаторы. Для них не особо важны сиюминутные колебания цены.

Трейдеров и инвесторов объединяет одно – и те, и другие не имеют права игнорировать показатели макроэкономического анализа.

 

 

Заключение

Основные макроэкономические показатели действительно помогают понять, как идут дела в экономике отдельной страны или целого региона. Эти данные нельзя игнорировать даже если ваша работа на финансовых рынках сводится к внутридневному трейдингу. Поначалу кажется, что информации слишком много, но анализ основных индикаторов не так сложен, как кажется. Вам нужно лишь понять физический смысл каждого из них и затем отслеживать динамику их изменения – этого достаточно.

 

Автор: Вадим Бон

Инвестор, предприниматель, трейдер, автор и создатель финансового блога internetboss.ru

"Занимайтесь любимым делом - только так можно стать богатым".

Подпишись на телеграм канал блога! - @internetboss_invest

Бесплатные торговые идеи, новые статьи сайта, важные новости из мира финансов и многое другое

Читайте также