Это слово мы часто слышим как в экономических обзорах, так и в повседневной жизни. Однако, многие употребляют его в неверном контексте, подразумевая совершенно другое и это явление стало достаточно распространённым. Далее мы расскажем, что такое ликвидность, какой она бывает и как правильно рассчитывать коэффициент ликвидности. Эта информация поможет сориентироваться при чтении аналитических и экономических материалов, а также позволит правильно понимать рыночную среду и грамотно оценивать положение дел.
Что такое ликвидность простыми словами?
Ликвидность — это понятие, которым характеризуется возможность продать объект (товар или услугу) на рынке по средней цене за кратчайшее время Если простыми словами, то ликвидность означает насколько просто продать что-либо. То есть здесь у нас получается два ключевых показателя, которые идут в противовес друг другу:
- Близость цены продажи к среднерыночной цене. Логично предположить, что чем ближе, тем сложнее продать из-за высокого предложения.
- Время которое уходит на реализацию. То же всё понятно, чем быстрее нужно продать, тем ниже должна быть цена.
Ликвидность определяется тем, какое количество товара покупается и продаётся. Чем больше спроса и предложения, тем больше оборот и тем ближе к средней цене можно продавать в разумных временных рамках. Поэтому при приобретении чего-либо, что впоследствии будет продаваться, покупатели уделяют внимание ликвидности товара.
Рассмотрим два противоположных случая, которые хорошо объясняют смысл этого понятия:
- У нас есть коттедж за городом. Оценить его стоимость очень сложно, так как делался он по индивидуальным пожеланиям и нет никакой возможности произвести оценку результата. Можно взять за основу затраты, но бамбуковый паркет, допустим, совершенно никому не интересен, кроме нас. И считать его по базовой стоимости будет неверно, так как в итоге получится огромная сумма. Такие объекты недвижимости обладают низкой ликвидностью – нужно либо снижать ценник, либо же продажа может растянуться на годы.
- У нас есть однокомнатная квартира в городе. Таких предложений на рынке очень много, это самый ходовой вариант недвижимости. То есть мы можем адекватно сравнить состояние нашей квартиры с тем, что есть на рынке. И если сделать даже совсем небольшой дисконт по отношению к тем предложениям, которые есть, можно достаточно быстро продать эту квартиру.
Таким образом, под высокой ликвидностью подразумевается возможность максимально быстрой реализации по максимально близкой к рынку цене. Бывают разные нюансы и многое зависит от того, как продавец или покупатель настроены – можно увидеть неадекватные предложения, которые годами не могут быть реализованы, а бывают ситуации, когда человек для ускорения процесса сходу предлагает -20% товара и его моментально забирают. Само собой, что ликвидность денег можно считать максимальной, то есть абсолютной.
Вам будет интересно почитать
Виды и расчёт коэффициента ликвидности
Расчёты проводятся в рамках бухгалтерской отчётности различных компаний с целью определения платёжеспособности. Это нужно для того, чтобы понимать текущее положение дел в разрезе финансовых потоков, имеющихся активов и задолженностей.
Всего можно выделить 3 вида ликвидности:
- Текущая. Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как соотношение оборотных активов и текущих обязательств. На практике это просто показывает, как предприятие может погасить текущие задолженности, используя одни лишь оборотные активы. Есть некоторые ориентиры, хорошим показателем считается 2 и выше.
- Быстрая. Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается как соотношение суммы краткосрочной дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и остатка на счетах к текущим краткосрочным обязательствам. Показатель выше 1 считается нормальным, то есть фирма в состоянии погасить свои обязательства достаточно быстро.
- Абсолютная. То же самое, что и в предыдущем случае, только теперь не учитываем краткосрочную дебиторскую задолженность. Соответственно, показатель выше 0,2 свидетельствует об устойчивом положении и возможности погашать долги.
Ликвидность по различным сферам
Из приведённой выше информации уже можно сделать вывод, что под ликвидностью мы можем понимать как общий термин, так и конкретные числовые значения. В целом же ее следует рассматривать в контексте той сферы, относительно которой идёт речь. В связи с этим можно выделить следующие основные варианты:
- Ликвидность денег. Это немного абстрактное понятие, так как мы говорим о возможности реализации денег, что само по себе уже странно. Но на это можно посмотреть со стороны инфляционного давления и с точки зрения экономической устойчивости, из всего этого следует покупательная способность денег. Чем лучше обстоят дела в экономических показателях, тем более ликвидными считаются деньги. Типичный пример – Швейцария. Франк устойчив, при этом инфляция практически нулевая, а иногда уходит и в отрицательную область значений.
- Ликвидность недвижимости. Пример мы уже рассматривали ранее, поэтому просто обозначим ключевое – чем больше совокупный спрос и предложение однотипных объектов недвижимости, тем выше ликвидность этого типа недвижимости. Дополнительными параметрами может выступать развитая инфраструктура, наличие подвода определённых соединений (высокоскоростной интернет, спутниковое телевидение, высоковольтное электричество, горячее водоснабжение, центральное отопление и так далее), наличие поблизости больниц, школ.
- Ликвидность ценных бумаг. Конечно же, всё зависит от того, какие ценные бумаги мы рассматриваем. Например, облигации компании, которая находится на грани банкротства никто всерьёз как актив воспринимать не будет, соответственно, цена сильно падает и предложение значительно превышает спрос. В этом случае получается очень низкая ликвидность активов, для реализации требуется сильно отступать от рыночной стоимости. Оборачиваемость бумаг может также подкосить или повысить изменение кредитного рейтинга эмитента.
А вот что касается ценных бумаг надёжных компаний и государств, то можно сказать, что они обладают очень высокой ликвидностью. Заявку на 2-3 миллиона рублей по акциям Сбербанка рынок и не заметит, сделка откроется по наиболее выгодной доступной цене поблизости. Если говорить об американских казначейских облигациях, то это уже десятки миллионов долларов. Это самый ликвидный рынок в контексте ценных бумаг, так как предложение и спрос исчисляется миллиардами долларов. - Ликвидность банка. Банк выдаёт кредиты и принимает вклады, хранит деньги клиентов. Соответственно, под ней в данном случае понимается возможность банка выплатить все средства клиентам. Чтобы не было нарушений, существуют нормы резервирования, есть указания регулятора и он строго следит за их исполнением. Ко всему прочему банк также располагает недвижимостью, оборудованием, но ликвидность активов такого типа невысока.
- Ликвидность рынка. Под этим понятием подразумевается общий спрос и предложение, а также оборот и количество совершённых сделок, но теперь уже в масштабах целого рынка. Например, если рассматриваем рынок недвижимости, то смотрим, какое количество предложений имеется, какое количество покупателей, сколько сделок совершается и насколько отличается цена покупки от цены продажи. Чем меньше отличие, тем выше перспективность средств вложения. Особенно хорошо видна разница между циклами в экономике.
Когда всё хорошо и экономика растёт, то и финансовая активность граждан повышается, увеличивается оборот, это можно одновременно наблюдать на совершенно разных рынках. А когда наступает ухудшение, то ликвидность рынка снижается, проводится меньше операций, спрос падает. Очень хорошо это иллюстрирует разница в стоимости покупки и продажи валюты – она резко увеличивается при любом быстром снижении рубля, то есть в этом случае ликвидность рынка падает из-за неопределённости, количество сделок сокращается в разы.
- Ликвидность предприятия и его баланса. Это достаточно сложная система оценки. Но если совсем примитивно, то просто оценивается объём оборачиваемых активов по отношению и долги. Соответственно, сами активы делятся на разные категории – от самых ликвидных до труднореализуемых. Поделив долги на совокупный объём ликвидных активов, получим коэффициент, который показывает текущую ликвидность предприятия.
В рамках бухгалтерской отчётности указываются все активы, при этом они могут быть оборотными и внеоборотными. К первым относится всё то, что используется в рамках года, а к внеоборотным всё, что свыше этого периода. Ликвидность баланса в этом случае рассчитывается через сопоставление соответствующих категорий активов и пассивов. То есть сравнивается совокупный объём самых доступных для продажи активов с совокупным объёмом самых срочных пассивов. Затем переходят к менее ликвидным активам и пассивам с большим сроком погашения. - Ликвидность товара. Это можно назвать обобщением, так как принцип мы изложили ранее. Просто изучаем любой товар на предмет спроса, предложения, количества сделок и оборот. Например, ликвидность инвестиционной монеты относительно низкая, а вот акций Газпрома очень высокая.
Когда мы говорим о различных предприятиях, то в первую очередь смотрим на ликвидность бухгалтерского учёта, то есть все те активы и пассивы, оборотные средства. Платёжеспособность оценивается через отношение к долгам, то есть ликвидность предприятия означает оборачиваемость его баланса.
Факторы, оказывающие влияние на показатель ликвидности
В зависимости от того, о ликвидности чего мы говорим, можно выделить основные факторы:
- Общее состояние экономики. Оно влияет на финансовую активность инвесторов, а также на положение дел у владельцев тех или иных активов, товаров.
- Объем. Ликвидность предприятия во многом зависит от того, каким совокупным объёмом высоколиквидных активов она располагает. Чем их больше в общем объёме, тем ликвиднее предприятие.
- Система управления фирмой, банком и так далее. В этом случае речь идёт о том, что из-за некоторых правильных или неправильных решений ликвидность может резко измениться в лучшую или худшую сторону соответственно.
- Появлений определённых публикаций, исследований, законов можно резко перевернуть ситуацию с ног на голову. В качестве яркого жизненного примера можно посмотреть на то, что происходило с рынком имбиря в России буквально месяц назад. Цены взлетели в 10 раз, а затем довольно быстро вернулись обратно.
То есть помимо фундаментальных факторов также есть множество не столь значимых, но оказывающих колоссальное влияние не только на отдельные товары, но и целые рынки. Для того, чтобы повысить ликвидность, нужно предпринимать действия по улучшению активов, то есть стремиться иметь высокую долю быстрореализуемых активов в общей массе, при этом пассивы обычно стараются сделать долгосрочными.
Заключение
Ликвидность является важным финансовым показателем, который даёт представление о состоянии рынка, помогает оценить положение компании и её финансовую устойчивость. Это действительно важный параметр и его необходимо учитывать при совершении различных финансовых операций, независимо от сферы деятельности – будь то рыночная торговля или же решение об инвестировании в какое-либо предприятие.