В 2000 году произошел мировой кризис – один из самых мощных в современной истории. Он получил название кризис доткомов. В этот период на рынке сформировался настоящий пузырь. Последствия взрыва этого пузыря доткомов ощущаются до сих пор.
Что такое доткомы и как они появились?
Для начала разберемся, что такое доткомы. Название «дотком» происходит от английского слова dot—com (точка – ком), подразумевая принадлежность компании к интернет-индустрии. Доткомами являются такие компании, как Google (Alphabet), Cisco, Microsoft, Amazon, eBay, IBM и множество других.
Пузырь доткомов (dot—com bubble) стал синонимом мощного финансового кризиса, порожденного жадностью инвесторов и чрезмерной верой в «новую экономику».
Кризис доткомов завершился феноменальным падением индекса Nasdaq и разорением тысяч интернет-компаний. Котировки ведущих доткомов раздулись до такой степени, что даже сейчас, спустя десятки лет, не достигли прежних значений. Например, стоимость акций Cisco поднималась до 77,13 долларов за штуку, что сделало компанию самой большой по капитализации в 2000 году. Текущая стоимость акции (в 2021 году) – 53,43. Поставленный в 2000 году максимум до сих пор не превзойден.
При сдувании пузыря доткомов инвесторы потеряли более 5 трлн долларов. Вплоть до 2004 года котировки акций доткомов продолжали снижаться, и только спустя 4 года после кризиса наметился разворот.
Читайте также: Экономический кризис – что это? Причины и последствия
Причины роста доткомов
Бум доткомов возник не на пустом месте. На рубеже XX и XXI века произошла очередная технологическая революция и появилась новая экономика: e—commerce. Рынок онлайн-коммерции рос на сотни процентов в год, по экспоненте росло число компьютеров, серверов и мобильных устройств. Отсутствие у компании сайта воспринималось как анахронизм (как высказался однажды Билл Гейтс: «Если вашего бизнеса нет в интернете, то вас нет в бизнесе»).
В это время возникла Кремниевая долина, ставшая сосредоточием перспективных интернет-стартапов. На сегодняшний день ВВП, производимый в этом сравнительно небольшом по площади районе, больше, чем ВВП России, Франции или Германии.
Венчурные и хеджевые фонды, банки, институциональные инвесторы и простые люди активно инвестировали в интернет-компании, веря в «новую экономическую парадигму». По некоторым данным, в 1999 году 40% всего венчурного капитала было вложено именно в IT-индустрию.
Не удивительно, что в результате индекс Nasdaq рос на сотни процентов в год. Так, с 1996 года к марту 2000-го он вырос с 1000 до 5048 пунктов. Перед такой прибылью было сложно устоять. И начинающие, и профессиональные инвесторы, выходя на рынок доткомов, сметали буквально всё, мало обращая внимание на фундаментальные показатели, мультипликаторы и наличие денежных потоков у компании.
На этом фоне на IPO начали выходить интернет-компании без внятной бизнес-модели, убыточные или полагающиеся на инфраструктуру, которой еще не было разработано. Ажиотаж вызывали даже компании со штатом из двух с половиной сотрудников, кучей презентаций и сделанным на коленке сайтом.
Компании стремились набрать инвестиций как можно больше, мало заботясь о реальных вложениях. Доходило до смешного: привлеченные в ходе IPO средства вкладывались исключительно в маркетинг, чтобы подстегнуть рост котировок и раздуть капитализацию компании. При этом реального производства так и не было запущено.
Но в этом инвестиционном безумии принимали участие далеко не все инвесторы: многие видели, что на рынке надувается настоящий пузырь. Например, Алан Гриспен, занимающий на тот момент пост председателя совета управляющих ФРС США, называл происходящее «иррациональным оптимизмом» и призывал не участвовать в буме. Остался в стороне и Уоррен Баффет.
А вот руководитель хедж-фонда Quantum Джордж Сорос, напротив, активно вкладывался в акции доткома и в момент кризиса потерял более 3,5 млрд долларов.
Итак, причинами кризиса доткомов послужили:
- рыночная эйфория, вызванная верой в «новую экономику» и беспрестанный рост капитализации компаний-доткомов;
- скупка инвесторами любых ценных бумаг по любым ценам без анализа бизнеса компаний и мультипликаторов акций;
- присутствие большого количества спекулянтов, дополнительно разгоняющих цену;
- прямое воздействие на рынок со стороны банков, хедж-фондов, брокеров и других лиц, заинтересованных в постоянном росте котировок акций и получении сверхприбыли;
- упрощение получения доступа к информации о биржевых торгах, а также возможность торговать онлайн.
Вам будет интересно почитать
Таким образом, пузырь доткомов оказался надут к 2000 году – и оставалось дождаться лишь какого-то триггера, который бы спровоцировал обвал.
Причины обвала доткомов
Спусковым крючком, повлекшим за собой крах доткомов в 2000 году, стала рецессия в Японии. Экономическое состояние страны оставляло желать лучшего: при видимом росте внутри экономики накапливались проблемы, приведшие к «зомбификации» многих компаний. Правительство поддерживало убыточные компании, уступающие «новой экономике», чтобы не допустить социального взрыва. Однако внутренние проблемы оказались сильными, и Япония погрузилась в длительную рецессию.
Это послужило внешней причиной краха пузыря доткомов. Внутренними причинами послужили:
- резкое повышение ключевой ставки ФРС, что ограничило количество денег в экономике;
- дефицит ликвидности привел к уменьшению объема вливаний средств в фондовый рынок;
- инвесторы решили зафиксировать прибыль и продать часть купленных ранее акций;
- сами участники гонки доткомов решили продавать собственные акции в рынок, чтобы получить наличность.
Самое главное – участники рынка увидели, что компании не приносят ожидаемых прибылей и, следовательно, высокие котировки ценных бумаг не оправданы. Более того, инвесторы убедились, что бизнес-модели компаний являются неэффективными, и большинство из них вообще никогда не начнут приносить прибыль. Некоторые компании вообще ничего не производили – их бизнес строился исключительно на кликах и рекламе.
В результате акции доткомов начали резко дешеветь. Падение по инерции спровоцировало падение котировок всех прочих акций – так начался кризис доткомов.
Последствия пузыря доткомов
- После того, как пузырь доткомов рухнул, огромное количество как частных, так и институациональных инвесторов остались без своих сбережений. Котировки бывших интернет-гигантов сократились в десятки, а то и сотни процентов. Например, акции самой дорогой компании в 2000 году – Cisco – после кризиса рухнули на 86%, а молодого Amazon – на 93%.
- За 2000 год индекс Nasdaq потерял более 50% капитализации. К 2003 году падение составило 75%.
- Ситуацию усугубили вскрывшиеся факты откровенного мошенничества и злоупотребления со стороны доткомов и брокерских домов. Так, банкам Citi Group и Merrill Lynch пришлось даже выплатить штрафы обманутым инвесторам по решению SEC.
- Падение рынка ускорили и другие негативные происшествия: теракт 11 сентября 2001 года, банкротства Enron, WorldCom, NorthPoint, Global Crossing и др.
- К 2004 году половина компаний, вышедших на IPO к моменту кризиса, перестала существовать. В основном это были нежизнеспособные компании-зомби, не имеющие реального продукта, или же полагающиеся на технологии, которые еще не были изобретены.
Тем не менее, в этот период доткомы, имеющие связь с реальной экономикой и интересные продукты, смогли выжить. Более того, они окрепли и смогли занять лидирующие положения в IT-секторе. Речь идет о таких интернет-гигантах, как Apple, Microsoft, IBM, Google, Amazon, Xerox, eBay, Cisco, Intel и многих других. Однако некоторые компании, типа Yahoo, смогли выжить, но утратили лидерские позиции и были куплены конкурентами.
- Другое крупное последствие кризиса доткомов – один из самых продолжительных медвежьих трендов на фондовом рынке в новейшей истории. S&P 500 снижался до 2004 года, потеряв более 50% капитализации. К докризисному значению индекс вернулся только к 2014 году. По факту инвесторы потеряли более 14 лет потенциального роста.
- Чтобы справиться с рецессией и «перезапустить» рынки, ФРС была вынуждена снизить ключевую ставку с 6,5% до 1%. Вскоре ставка была опущена до нуля – и началась эпоха рекордно низких процентных ставок в экономике, что впоследствии привело к очередному кризису: ипотечному.
- Так, простые инвесторы боялись фондового рынка, и недвижимость представлялась для них более перспективным вложением. Дешевая ипотека привела к надуванию пузыря на рынке недвижимости (доходило до смешного: безработные домохозяйки владели 3-4 домами, которые сдавали в аренду и покрывали таким образом платежи по закладным).
- В 2008 году надувание пузыря на рынке недвижимости привело к очередному финансовому коллапсу. Но истоки этого пузыря приходится искать в 2000 году.
Есть ли пузырь на IT-рынке сейчас?
Ситуация с переоцененными акциями IT-сектора в 2021 году поразительно напоминает эпоху доткомов:
- рынки опять охвачены эйфорией, и инвесторы покупают буквально всё подряд;
- есть вера в «новую экономику» и прорывные технологии: электромобили, космос, зеленая энергетика, полупроводники, 5G, искусственный интеллект и прочее;
- акции откровенно перегреты (самые «горячие» торгуются с P/E свыше 500, т.е. срок окупаемости таких акций составляет 500 лет, а средний P/E по отрасли превышает 50);
- на рынке присутствует большое количество компаний-зомби без реальной прибыли и существующих только на деньги инвесторов (или опирающихся на государственную поддержку);
- растет количество убыточных IPO (яркие примеры – Uber, Lyft, Virgin Galactic, Ozon, SurveyMonkey, Solid Biosciences и многие другие) – доля убыточных IPO выросла до 83% (накануне кризиса доткомов доля составляла 81%);
- индикатор Баффетта (отношение капитализации фондового рынка США к ВПП) превысил показатель в 140% (до этого значение в 140% наблюдалось незадолго перед кризисом доткомов);
- показатель CAPE (шиллеровское P/E) также превысил значение 2000-го года.
Таким образом, с одной стороны, ситуация с IT-компаниями в 2021 году очень похожа на кризис доткомов в 2000 году. С другой стороны, есть и ключевые отличия:
- развитие технологий шагнуло далеко вперед, как и бизнес-технологий – большинство IT-компаний сейчас ведут реальную деятельность и зарабатывают огромные средства (например, та же Apple, чья прибыль больше бюджета некоторых стран);
- IT-компании полагаются на уже внедренные технологии и инфраструктуру, т.е. являются не пустышками, а реально работающими бизнесами;
- у IT-компаний сравнительно небольшие долги и крупные запасы наличности, позволяющие не только инвестировать в развитие, но и поддерживать компанию в случае финансовых затруднений;
- некоторые компании-единороги убыточные не потому, что «сжигают» деньги на маркетинг, а поскольку расходуют их на разработки и исследования (R&D) – например, Uber инвестирует в развитие беспилотных такси, Tesla – в инфраструктуру для электрокаров, а многочисленные биотехи – в исследования новых лекарств, робототехнику и искусственный интеллект (если убрать R&D, то компании станут прибыльными, но тут же отстанут в конкурентной борьбе).
К тому же инвесторы стали более разумными. Они покупают акции, опираясь не только на красивые графики и презентации, обещания менеджмента и рекламу, но оценивая перспективы компании и пытаясь понять ее будущую жизнеспособность. Конечно, некоторые акции растут вопреки всякому здравому смыслу, но это – единичные истории.
К тому же сейчас мир больше готов к негативным последствиям кризиса, поэтому фондовый рынок время от времени «выпускает» пар, т.е. наиболее одиозно выросшие акции корректируются, чтобы не допустить надувания чрезмерного пузыря.
Поэтому повторение ситуации с кризисом доткомов в 2021 году маловероятно. Но коррекция на перегретом рынке вплоть до 50% вполне возможна. Конечно, «взрыва» на рынке не будет, но медвежий тренд на пару-тройку лет вполне может затянуться. Это нужно иметь в виду, вкладывая в «модные» хайповые акции.