Морские грузоперевозки играют ключевую роль в глобальной торговле, обеспечивая транспортировку значительной части мировых товаров. На фондовом рынке выделяются несколько крупных компаний, которые специализируются на этом виде деятельности. Вот список из 13 крупнейших морских грузоперевозчиков, торгующихся на бирже, по состоянию на 2024 год.
13. Star Bulk Carriers Corp. (NASDAQ: SBLK)
Star Bulk Carriers Corp. (Греция) — международная судоходная компания, специализирующаяся на перевозке сухих грузов, таких как уголь, руда, зерно, бокситы, удобрения и стальные изделия, и управляет современным флотом судов различных типов, включая Capesize, Panamax и Supramax. По состоянию на 2024 год, Star Bulk Carriers владеет и управляет флотом из 161 судна, суммарный дедвейт которых составляет примерно 15,6 млн тонн.
В апреле 2024 года Star Bulk Carriers завершила слияние с Eagle Bulk Shipping, что укрепило её позиции на рынке сухих грузов и увеличило совокупный рыночный капитал до 2,6 млрд долларов. Эта сделка позволила создать одного из лидеров в секторе сухогрузных перевозок с крупнейшим в мире флотом, оснащённым системой очистки выхлопных газов (scrubbers).
12. Costamare Inc. (NYSE: CMRE)
Costamare Inc. (Греция) специализируется на предоставлении контейнерных судов в аренду, управляя одним из крупнейших флотов контейнеровозов в мире. Costamare была основана в 1974 году и на протяжении десятилетий поддерживала устойчивый рост и модернизацию флота.
Выручка компании в 2023 году составила 1,5 миллиарда долларов. Основной доход генерируется за счёт долгосрочных контрактов с крупнейшими мировыми операторами контейнерных линий, такими как Maersk Line, MSC и CMA CGM.
11. Golden Ocean Group Limited (NASDAQ: GOGL)
Норвежская компания специализируется на перевозке навалочных грузов, таких как уголь, руда и зерно. Golden Ocean управляет одним из крупнейших и самых современных флотов в мире для перевозки навалочных грузов. Компания была основана в 1997 году и является одной из крупнейших в мире операторов судов класса Newcastlemax, Capesize и Panamax, оперируя флотом из 83 сухогрузов.
По сравнению с крупнейшими морскими грузоперевозчиками, такими как Hapag-Lloyd и Maersk, которые фокусируются на контейнерных перевозках, Golden Ocean занимает более узкую нишу на рынке.
10. Ningbo Zhoushan Port Company (SSE: 601018)
Китайская корпорация, специализирующаяся на управлении терминалами, портовой логистике и развитии капитальных операций. Она была основана в 2008 году и имеет штаб-квартиру в городе Нинбо, провинция Чжэцзян.
В 2023 году Ningbo Zhoushan Port добилась значительных успехов, установив рекорды по объёму грузоперевозок и контейнерному обороту. Порт обработал более 1,3 миллиарда тонн грузов, что на 4,94% больше по сравнению с предыдущим годом. Контейнерный оборот составил 35,3 миллиона TEU.
Компания управляет более чем 300 контейнерными маршрутами, соединяющими более 600 портов в 200 странах и регионах мира. Это делает Ningbo Zhoushan одним из самых загруженных и важных портов в глобальной логистической сети.
9. Mitsui O.S.K. Lines Ltd (TSE: 9104)
Ведущий перевозчик, специализирующийся на транспортировке сжиженного природного газа и нефти. MOL также оперирует одним из крупнейших флотов в мире, включая специализированные суда для транспортировки угля, железной руды, зерна и других товаров. В 2023 финансовом году доход компании составил 1,63 триллиона иен, а чистая прибыль — 261,65 миллиарда иен.
8. Nippon Yusen Kabushiki Kaisha (TSE: 9101)
Японская транспортная корпорация, основанная в 1885 году. Компания NYK Line занимает важное место в мировой морской индустрии, специализируясь на контейнерных перевозках, транспортировке наливных грузов, перевозке автомобилей и обеспечении логистических услуг. В 2023 году NYK Line стала одной из лидирующих компаний в списке крупнейших судоходных компаний мира по объёму перевозок и доходам.
Основные подразделения компании на 2024 год включают:
- Контейнерные перевозки — NYK Line управляет флотом контейнеровозов, которые осуществляют регулярные рейсы по всему миру. В 2023 году контейнерные перевозки принесли компании около 35% общей выручки.
- Танкерный бизнес — компания владеет и управляет танкерами для перевозки нефти, сжиженного природного газа (СПГ) и химических продуктов. В 2023 году танкерный бизнес составил около 30% общей выручки.
- Автомобильные перевозки — NYK Line является одним из ведущих мировых операторов по перевозке автомобилей, обладая флотом современных автомобильных судов (PCC/PCTC). Автомобильные перевозки составляют около 20% выручки.
- Логистика и терминалы — компания предоставляет логистические услуги, включая складирование, распределение и управление цепочками поставок. В 2023 году этот сегмент принес около 15% выручки.
Одним из значимых проектов компании является участие в создании инфраструктуры для перевозки водорода. В 2023 году NYK Line заключила соглашение с несколькими японскими и международными компаниями о разработке и эксплуатации судов для перевозки сжиженного водорода.
7. Shanghai International Port (SSE: 600018)
Один из крупнейших портовых операторов мира. Это китайская корпорация, являющаяся эксклюзивным оператором всех общественных терминалов в порту Шанхая. SIPG была основана в 2003 году и с тех пор активно развивает инфраструктуру порта, делая его одним из важнейших логистических узлов мира.
Среди основных направлений деятельности SIPG — контейнерные перевозки, перевалка наливных и сухих грузов, а также логистические услуги. Компания также активно участвует в международных проектах, включая управление новым терминалом в порту Хайфа в Израиле, что подчеркивает ее глобальные амбиции и стратегическое значение.
На протяжении последних лет, порт Шанхая неизменно удерживает титул самого загруженного контейнерного порта в мире. В 2023 году объем контейнерных перевозок в порту Шанхая превысил 49 миллионов TEU, что на 3,6% больше по сравнению с предыдущим годом.
Финансовые показатели SIPG также свидетельствуют о стабильном росте. В 2022 году компания заработала 4,7 миллиарда долларов США, что несколько ниже по сравнению с предыдущим годом из-за мировых экономических потрясений, однако она продолжает оставаться одним из ведущих игроков на рынке портовых услуг. Крупнейшим акционером SIPG является правительство Шанхая, владеющее 61,07% акций компании.
6. Yang Ming Marine Transport (TWSE: 2609)
Yang Ming Marine Transport Corporation (Yang Ming) — тайваньская судоходная компания, основанная в 1972 году. Она занимается контейнерными перевозками, а также предоставляет услуги по перевозке наливных и сухогрузов. Штаб-квартира компании расположена в городе Цзилун.
В 2023 году Yang Ming показала хорошие финансовые результаты, несмотря на вызовы, стоящие перед судоходной отраслью. Компания достигла консолидированной выручки в размере 140,62 миллиарда новых тайваньских долларов (примерно 4,51 миллиарда долларов США) и чистой прибыли после налогообложения в размере 4,77 миллиарда новых тайваньских долларов (около 153,26 миллиона долларов США).
По состоянию на конец 2023 года флот Yang Ming включает в себя более 100 судов общей вместимостью около 600,000 TEU.
Yang Ming является членом альянса The Alliance, однако в 2025 году альянс столкнется с вызовами после ухода ключевого участника Hapag-Lloyd, который планирует сформировать новое объединение с Maersk.
5. ZIM Integrated Shipping Services (NYSE: ZIM)
ZIM Integrated Shipping Services Ltd. (NYSE: ZIM) — израильская судоходная компания, основанная в 1945 году, является одним из ведущих мировых операторов контейнерных перевозок. ZIM оперирует глобальной сетью, охватывающей более 90 стран и обслуживающей около 34 000 клиентов в 300 портах по всему миру.
На начало 2024 года ZIM управляет флотом из более чем 100 судов, обеспечивая транспортировку грузов по всему миру. Компания активно сотрудничает с партнерами по альянсу 2M на маршрутах из Азии в США, что позволяет делить емкость судов и оптимизировать использование ресурсов.
В отличие от многих своих конкурентов, ZIM позиционирует себя как независимый перевозчик с уникальным подходом к глобальному контейнерному судоходству, предлагая специализированные услуги и решения, адаптированные к нуждам своих клиентов. ZIM использует подход активного управления емкостью флота, что позволяет компании быстро адаптироваться к изменениям на рынке. В отличие от многих конкурентов, которые владеют значительной частью своих судов, ZIM арендует почти все свои суда. Это позволяет компании оперативно регулировать объемы перевозок и оптимизировать использование флота в зависимости от рыночных условий.
Компания также следует строгой дивидендной политике, обещая распределять 30-50% от годовой чистой прибыли среди акционеров. Однако, в свете убытков в 2023 году, выплаты дивидендов были приостановлены. Однако во 2-ом квартале 2024 года с появлением прибыли у компании, выплаты дивидендов возобновились.
4. Evergreen Marine (TWSE: 2603)
Основанная в 1968 году, компания стала одной из крупнейших судоходных компаний мира, обслуживающей более 200 контейнеровозов, и входящей в состав конгломерата Evergreen Group.
Evergreen Marine осуществляет перевозки по пяти основным маршрутам: Восточная Азия — Северная Америка, Восточная Азия — Северная Европа, Европа — Северная Америка, Восточная Азия — Южное полушарие и внутриазиатские маршруты. Наиболее загруженные маршруты включают перевозки между Тайванем, Японией, Кореей и Китаем на Западное побережье США.
Компания управляет несколькими крупными перевалочными хабами и контейнерными терминалами по всему миру. Основные хабы расположены в Тайчжуне и Гаосюне (Тайвань), а также в Колоне (Панама). Среди крупных терминалов компании можно выделить порты в Лос-Анджелесе, Окленде и Такоме в США.
В последние годы компания активно инвестирует в экологически чистые технологии. В 2024 году Evergreen Marine подписала меморандум о взаимопонимании с X-Press Feeders для создания первой в Европе сети фидерных маршрутов на метаноле. Эти суда будут обслуживать порты в Балтийском море и Скандинавии, а также в Средиземноморье.
3. Hapag-Lloyd (XETR: HLAG)
Hapag-Lloyd AG — одна из ведущих мировых компаний в области контейнерных перевозок. Основанная в 1970 году, компания сегодня занимает пятое место в мире по объему контейнерных перевозок. Штаб-квартира Hapag-Lloyd расположена в Гамбурге, Германия.
Hapag-Lloyd управляет флотом из 264 современных контейнерных судов, общая вместимость которых составляет 2,0 миллиона TEU. Основные направления деятельности включают глубоководные грузоперевозки, транспортировку опасных грузов и специализированные проекты по перевозке.
В начале 2024 года Hapag-Lloyd объявила о заключении долгосрочного сотрудничества с Maersk, крупнейшей судоходной компанией мира. Новый альянс, названный «Gemini Cooperation», начнет свою работу в феврале 2025 года. В рамках альянса планируется объединение флота из 290 судов общей вместимостью 3,4 миллиона TEU, где Maersk будет предоставлять 60% судов, а Hapag-Lloyd — 40%. Это сотрудничество позволит обеим компаниям повысить качество обслуживания и эффективность операций, а также ускорить процессы декарбонизации.
2. COSCO Shipping Holdings (SSE: 601919)
COSCO Shipping Holdings Co., Ltd. — ведущая китайская компания в области морских перевозок и логистики, специализирующаяся на контейнерных перевозках и управлении терминалами. Компания была основана в 2005 году и с тех пор значительно расширила свои операции, став одним из крупнейших мировых перевозчиков.
По состоянию на 2024 год, COSCO Shipping управляет 515 контейнерными судами общей вместимостью около 3,2 миллиона TEU, что делает её одним из лидеров в отрасли. Всего же флот COSCO насчитывает 1417 судов с общей вместимостью 116 миллионов DWT, что делает компанию лидером в мировой морской индустрии.
Компания управляет 57 терминалами по всему миру, включая 50 контейнерных терминалов, с годовой пропускной способностью 133 миллиона TEU, что ставит ее на первое место по этому показателю. Также COSCO Shipping лидирует по объему продаж бункерного топлива — более 29,99 миллиона тонн в год.
Компания активно инвестирует в международные проекты. В октябре 2021 года COSCO завершила покупку 67% акций управляющей компании порта Пирей в Греции. В июне 2023 года компания приобрела 24,99% акций Container Terminal Tollerort (CTT), оператора одного из контейнерных терминалов в порту Гамбурга.
Кроме того, компания активно развивает электрический транспорт. В 2024 году планируется ввести в эксплуатацию первое в мире электрическое контейнерное судно для внутренних водных путей грузоподъемностью 700 TEU.
1. Maersk (A.P. Moller-Maersk) (OMXCOP: MAERSK_A или B)
Maersk – датская компания, занимающая лидирующие позиции в мировом морском фрахтовом бизнесе. Управляет более 700 контейнерными судами и имеет более 450 логистических объектов по всему миру
В 2023 году выручка компании составила 51,1 млрд долларов США, что значительно меньше по сравнению с 81,5 млрд долларов в 2022 году. Этот спад в финансовых показателях объясняется сложными рыночными условиями и падением фрахтовых ставок после пандемического бума.
Основные подразделения Maersk включают:
- Ocean (Морские перевозки) — крупнейший сегмент, отвечающий за морские перевозки. В 2023 году его выручка составила 33,7 млрд долларов. Maersk эксплуатирует более 670 контейнерных судов, обслуживающих свыше 475 портов по всему миру.
- Logistics & Services (Логистика и услуги) — обеспечивает комплексные логистические решения и управление цепочками поставок. В 2023 году этот сегмент принес 13,9 млрд долларов выручки и управляет более 7,7 млн квадратных метров складских площадей по всему миру.
- Terminals (Терминалы): Управляет 62 терминалами в 35 странах. В 2023 году этот сегмент принес выручку в размере 3,8 млрд долларов.
- Towage & Maritime Services (Буксирные и морские услуги): Обеспечивает буксирные услуги и другие вспомогательные морские операции. В 2023 году этот сегмент принес 2,2 млрд долларов выручки.
Maersk активно инвестирует в устойчивое развитие и ставит амбициозные цели по достижению нулевого уровня выбросов к 2040 году. Компания уже заказала 24 новых судна, работающих на зеленом метаноле, что является важным шагом к декарбонизации морских перевозок.