Volkswagen AG (тикер VOW) — обзор компании. Стоит ли инвестировать?

акции volkswagen ag

 

Немецкий концерн Volkswagen – один из крупнейших производителей автомобилей в мире. Автомобили и грузовики, выпускаемые концерном, традиционно пользуются высоким спросом. Стабильные финансовые результаты и дивидендная политика привлекают инвесторов. Разберемся, как устроена компания, на чем она зарабатывает и насколько в реальности являются привлекательными акции Volkswagen.

Лучший иностранный брокер для граждан РФ и РБ

основано
2007
депозит
от $100
инвестиции
Акции, ПАММ, IPO, ДУ
кредитное плечо
до 1:20
bonus
до 2000$
demo
 
mobile
 
регулятор
CySEC, ESMA

9,9

 
 

 

График акций Volkswagen (VOW) / Котировки онлайн

 

 

Чем занимается компания Volkswagen?

В переводе с немецкого Volkswagen (читается: «Фольксваген») дословно означает «Народный автомобиль». Бизнес концерна делится на две крупные части:

  • сборка и продажа автомобилей;
  • финансовые услуги, связанные с реализацией авто – кредиты, лизинг, страхование.
 

Volkswagen Group принадлежит 12 брендов легких автомобилей, в т.ч. Volkswagen, Audi, Seat, Skoda, Lamborghini, Porshe, Bentley, два бренда коммерческих грузовиков: Scania и Man, один бренд мотоциклов: Ducati Motors. Группа предлагает широкий спектр автомобилей эконом- и премиум-классов, выпускает микроавтобусы, автобусы, спорткары, мотоциклы. Кроме того, сейчас компания расширяет линейку электрокаров и автомобилей с гибридным двигателем.

Сборку транспортных средств обеспечивает около 120 заводов, расположенных в Европе, Америке, Азии, России и в ЮАР. В связи с последними событиями заводы на территории России и Украины временно приостановили свою работу.

 

Расширяясь путем поглощений, Volkswagen на сегодняшний день имеет множество дочерних компаний и структурных подразделений. В концерн входят следующие компании:

  • Audi – куплена в 1964 году, сейчас VW готовит IPO подразделения;
  • NSU Motorenwerke – куплена в 1969 году;
  • Seat – куплена в 1990 году;
  • Skoda – приобретена в 1991 году;
  • Bentley – в 1998 году выкуплена у BMW;
  • Bugatti – куплена в 1998 году;
  • Lamborghini – приобретена Audi в 1998 году;
  • Porsche – произошло объединение в 2009 году.

Также отдельно выделяют два подразделения компании:

  1. Volkswagen Commercial Vehicles (занимается выпуском коммерческого грузового транспорта)
  2. ItalDesign Giugiaro (занимается автомобильным и промышленным дизайном).

Большое количество марок и подразделений позволяет Volkswagen диверсифицировать свою выручку и постоянно получать растущие денежные потоки.

volkswagen авто

 

 

История становления Volkswagen

Компания Фольксваген основана в 1937 году немецким конструктором Фердинандом Порше. Штаб-квартира и первые завод расположены в Вольфсбурге. Ранее, в 1931 году, Порше основал компанию Porsche, которую VW смог выкупить только в XXI веке.

 

Самым известным автомобилем, выпущенным Volkswagen, стал «Жук» – дешевая в производстве машина эконом-класса, ставшая самой продаваемой в мире (всего было выпущено более 21,5 млн экземпляров).

В годы Второй мировой войны Volkswagen и Porsche работали совместно, выпуская вездеходы и амфибии на базе «Жука», тяжелый танк Tiger, сверхтяжелый танк Maus и противотанковую САУ «Фердинанд».

 

После поражения Германии компании были разделены, Volkswagen перешел под юрисдикцию Великобритании. В 1955 году Фольксваген передали обратно ФРГ. Нынешнене название – Volkswagen AG – компания получила в 1985 году.

 

  • На IPO Volkswagen вышел 7 апреля 1961 года. Перед первичным размещением правительство ФРГ выпустило специальный закон, получивший в среде инвесторов прозвание «закон о Volkswagen». Он дал возможность покупать акции завода простым гражданам Германии, в первую очередь – самим работникам предприятия. По сути это было «народное IPO», отражавшее название завода Volkswagen (напомним, что оно переводится как «народный автомобиль»). Впоследствии «закон о Volkswagen» использовался властями ФРГ для проведения частичной приватизации других крупных немецких предприятий.
  • В 90-х годах XX века Volkswagen начал испытывать сложности, вызванные объединением обеих Германий и последовавшим за этим экономическим кризисом. В 1993 году на должность генерального директора VW был назначен внук основателя концерна Фердинанд Пиех. Он занимал свой пост больше 20 лет, и за это время сделал Фольсваген одной из крупнейшех компаний в мире, скупив большое количество всемирно известных автомобильных брендов, а также объединив Volkswagen с Porshe.
  • В 2015 году Volkswagen оказалась втянута в экологический скандал, получивший название «Дизельгейт». Власти США определили многочисленные фальсификации, связанные с замерами выбросов с помощью программного обеспечения, встроенного в автомобили концерна. В итоге компании пришлось отозвать более 10 млн дизельных автомобилей и грузовиков, выплатить штраф в адрес США в размере 4,3 млрд долларов. На этом фоне глава компании Мартин Винтеркорн ушел в отставку.
  • К концу 2015 года капитализация компании Volkswagen снизилась более чем на треть. Однако впоследствии концерну удалось вернуть доверие клиентов и акционеров, нарастить производство и повысить свою стоимость на бирже.

Рекомендую прочитать также:
акции BDC
Акции BDC – обзор компаний по развитию бизнеса. Как инвестировать?
  Business Development Companies создавались главным образом для облегчения развития малого и среднего бизнеса. Практика показала, что акции BDC – […]

В настоящее время Volkswagen является мировым лидером по количеству продаваемых авто: 9,3 млн экземпляров (для сравнения – у General Motors, занимающей второе место, около 6,8 млн продаж в год, у Ford – 4,2 млн, а у Tesla – всего около 1,2 млн). VW занимает 13% рынка легковых автомобилей. 60% выручки дают продажи в Европе, 30% – в Азии, 8% – в США.

VW является одним из мировых лидеров по производству электрокаров, выпуская примерно 500 тысяч электрифицированных и 200 тысяч гибридных автомобилей в год. При этом в планах компании нарастить выпуск «чистых» электрокаров до 1 млн уже в 2022 году, а к 2025 году стать лидером, обойдя GM и Tesla по количеству выпущенных и проданных электроавтомобилей.

 

 

Краткая характеристика акций VOW

Основной листинг акции Volkswagen AG получили в секции XETRA объединенной Франкфуртской фондовой биржи (тикер – VOWD), дополнительный – на Лондонской бирже (в виде ГДР) и на Нью-Йоркской бирже (в виде АДР). Также акции WV можно купить на Санкт-Петербургской бирже, где они торгуются под тикером VOW.

Акции Volkswagen входят в главный немецкий индекс DAX, а также глобальные индексы S&P Global 100 и MSCI Pan Euro.

Стоимость акций Volkswagen составляет 209,9 евро, а текущая капитализация компании – 108 млрд евро. За три последние года капитализация увеличилась на 36,23%. Максимальная капитализация компании зафиксирована в марте 2021 года, она составила 164 млрд евро.

Максимальная капитализация компании зафиксирована в марте 2021

 

В обращении находится 5,013 млрд акций. В 2019 году компания Фольксваген проводила масштабную программу обратного выкупа, изъяв с рынка почти 40% акций, но в 2020 году вынуждена была докапитализироваться на аналогичную сумму.

Основными акционерами Volkswagen являются:

  • Porsche Automobil Holding SE 50,74% (что интересно, сама Volkswagen также имеет контрольный пакет в 50% + 1 акция компании Porsche, т.е. компании взаимно контролируют друг друга);
  • Porsche GmbH – 2,37%;
  • Федеральная земля Нижняя Саксония – 20%;
  • Qatar Holding LLC – 17%.

В свободном обращении находится 9,89% акций VW. Такая структура акционеров позволяет руководству сохранять полный контроль над компанией и развиваться в соответствии с ключевой стратегии.

 

Анализ бизнеса Volkswagen

Выручка Volkswagen с годами убедительно растет, в среднем на 8-16% в год. На графике видно, что падение выручки за последние 10 лет произошло только дважды: в 2015 году на фоне Дизельгейта и в 2020 году на фоне пандемии коронавируса.

Выручка Volkswagen с годами убедительно растет

 

70% выручки приносят продажи легковых автомобилей, 10% – коммерческих авто, 2% – мотоциклов, еще 18% приносят финансовые и лизинговые сервисы.

При этом чистая прибыль Фольксвагена нестабильная, а в 2015 году вообще оказалась отрицательной. Это объясняется цикличностью отрасли, а также относительно низкой рентабельностью всей сферы автомобилестроения.

чистая прибыль Фольксвагена нестабильная

 

Если взглянуть на текущие показатели рентабельности компании Volkswagen, то окажется, что они в основном чуть среднеотраслевых, но в целом рентабельность отрасли небольшая (если сравнивать, например, со строительной отраслью или IT).

Так, валовая маржа компании составляет 17,64% против среднеотраслевой 36,25%, маржа доналоговой прибыли – 9,43% против 9,06%, чистая маржа – 7,46% против 6,56%, а маржа свободного денежного потока – 8,34% против 3,52%.

валовая маржа компании

 

Компания много инвестирует в производство и разработку новых автомобилей, главным образом, с электрическими и гибридными двигателями: на капитальные затраты и исследования уходит до 50% чистой прибыли. Это позволяет Фольксвагену сохранять ведущие позиции на рынке производства и продажи автомобилей.

В целом бизнес Volkswagen стабилен, но цикличен. Компания отличается сравнительно небольшой рентабельностью, поскольку велики операционные расходы и расходы на исследования.

Volkswagen стоит относительно дешево по мультипликаторам: P/E составляет всего 4,34 (здесь и далее в скобках среднеотраслевое значение – 4,25), P/S – 0,38 (0,39), P/BV – 0,5 (0,59). Такая оценка объясняется тем, что сейчас автомобильная отрасль испытывает очередной спад. Возможно, это хорошая возможность войти в акцию на долгосрочную перспективу.

Рекомендую прочитать также:
индикатор баффета
Индикатор Баффета – вычислитель «пузыря на рынке» или устаревший инструмент?
  Индикатор Баффета создавался как инструмент для оценки состояния американского рынка в целом. Наверняка вы часто встречали фразы типа «рынок […]

 

Дивиденды и дивидендная политика

Volkswagen выплачивает дивиденды с 1994 года на ежегодной основе, постоянно наращивая выплаты. В 2015 году в результате Дизельгейта дивиденды упали с 4,8 евро до 0,11 евро. В 2016 году Фольскваген заплатил уже 2 евро, и с тех пор нарастил дивиденды до текущих 7,5 евро. При этом в 2020 году концерн выплатил рекордные дивиденды: 6,5 евро плановых и еще 4,8 евро – специальных, из нераспределенной прибыли прошлых лет.

Volkswagen выплачивает дивиденды с 1994 года

Средний прирост дивидендов Volkswagen составляет 19,14%, средняя годовая дивидендная доходность – 3,27%.

Payout Ratio (процент выплаты дивидендов от прибыли) составляет всего 20,78%, т.е. есть большой запас прочности, и Volkswagen может и далее безболезненно повышать выплаты.

Добавляет уверенности и тот факт, что компания хранит на счетах суммы, достаточные и для выплаты дивидендов, и для покрытия внезапных издержек. Так, в 2015 году у Фольксваген было достаточно денег для выплаты стандартных дивидендов, но менеджмент решил придержать деньги на всякий случай. В итоге спецдивиденды были выплачены инвесторам спустя 5 лет, в 2020-м году.

 

 

Преимущества и перспективы Volkswagen

В 2020 году VW приняла новый стратегический план. В соответствии с ним, к 2025 году компания должна стать лидером отрасли по выпуску электрокаров. Volkswagen планирует к тому времени продавать не менее 3 млн экземпляров авто (сейчас продается примерно 1 млн машин), а ассортимент расширить до 30 марок. Чтобы расширить линейку электрокаров, Фольксваген будет снимать с производства отдельные модели авто на бензиновых и дизельных двигателях.

К 2030 году Фольскваген планирует выпускать порядка 70 моделей электрокаров и продавать более 25 экземпляров EV в год.

Прямо сейчас выпускается 5 популярных брендов электрокаров: Audi etron, Porshe Taycan, ID.3, eGolf и eup!

В стратегическом плане предусмотрены и другие шаги по упрочению лидерского положения:

  • с 2021 года Volkswagen открывает собственные производства на территории США (шаг выполнен частично, т.к. ему помешала пандемия ковида);
  • с 2022 года Volkswagen планировал начать экспансию в Китай;
  • к 2023 году инженеры компании разработают единую конструкцию аккумуляторов для всех авто своего концерна, что значительно удешевить конечную стоимость электроавтомобилей;
  • к 2024 году планируется построить 6 гигафабрик на территории Европы.

Рекомендую прочитать также:
Фонд смешанных инвестиций что это
Фонд смешанных инвестиций — компромисс между риском и доходностью. Обзор, как инвестировать?
  Фонд смешанных инвестиций (ФСИ) – это фонд, в составе которого имеется сразу два типа активов, например, акции и облигации. […]

Новая стратегия предусматривает также улучшение финансовых показателей. Так, менеджмент нацелен на снижение операционных затрат на 7% к 2023 году, что приведет к увеличению чистой прибыли на 2 млрд евро в год. Операционная маржа должна вырасти до 8% к 2025 году (сейчас 6%).

Кроме того, до начала пандемии Volkswagen объявила о планах провести IPO Porsche AG, но в данный момент сроки сдвинуты на неопределенное время.

 

 

Возможные риски

Volkswagen представляет собой типичный цикличный бизнес, и прямо сейчас мировой автопром испытывает спад. Это значит, что акции Фольсквагена (и остальных производителей авто) могут значительно просесть в краткосрочной перспективе. Если добавить к этому надвигающуюся мировую рецессию, то рисков становится еще больше.

Кроме того, из-за военного конфликта на Украине автопроизводители испытывают дефицит деталей, импортировавшихся из Украины и России, а также автомобильных жгутов и высокоочищенного неона. Сейчас Volkswagen рассматривает возможность производства недостающий компонентов в Мексику, Северную Африку или Китай.

Дополнительные проблемы:

  • высокая стоимость палладия, использующегося в качестве катализатора как в дизельных, так и электрических двигателях, влечет к увеличению себестоимости автомобилей;
  • сложности с поставкой – срыв логистики, причиной которой является мировая пандемия, до сих пор дает свои последствия;
  • дефицит полупроводников и чипов вынуждает выпускать более бюджетные авто, без «продвинутой» электроники, а также менять уже существующее производство.

Кроме того, в целом на рынок электрокаров негативно действуют неразвитость инфраструктуры и дороговизна производства.

Рекомендую прочитать также:
Инвестиции в валюту
Инвестиции в валюту — ТОП-5 способов вложиться в кэш
  На первый взгляд инвестиции в валюту кажутся бессмысленными, по сути инвестор вкладывает капитал в постоянно обесценивающийся за счет инфляции […]

 

Где и как купить акции Volkswagen физическому лицу

Самый простой способ купить акции Volkswagen из России – открыть счет у брокера, дающего доступ на Санкт-Петербургской бирже, где акции компании обращаются под тикером VOW3@DE. Далее нужно пополнить счет на нужную сумму и через терминал или мобильное приложение купить нужное количество акций на счет.

Обратите внимание, что акции Volkswagen торгуются в евро, поэтому вам понадобится пополнить счет либо сразу в евро, либо в рублях с последующей конвертацией их в евро.

!!Однако из-за блокировки НРД со стороны Euroclear (ключевой европейский депозитарий) в настоящий момент россияне лишены возможности покупать акции Volkswagen на СПбирже. Кроме того, некоторые российские брокеры попали под западные санкции и вообще не могут предложить своим клиентам покупку зарубежных акций.

Поэтому для приобретения акций Volkswagen вам понадобится зарубежный брокер. В целом алгоритм такой:

  1. выбираете подходящего брокера, например, отлично подойдет кипрский брокер Just2Trade (другие варианты можно посмотреть в рейтинге иностранных брокеров);
  2. открываете у выбранного брокера счет в иностранной валюте (понадобится евро) – обычно это занимает некоторое время;
  3. после подключения счета необходимо получить доступ на биржу XETRA, где акции Volkswagen торгуются под тикером VOWD;
  4. оформляете покупку нужного количества акций, используя интерфейс биржевого терминала.

основано
2007
депозит
от $100
инвестиции
Акции, ПАММ, IPO, ДУ
кредитное плечо
до 1:20
bonus
до 2000$
demo
 
mobile
 
регулятор
CySEC, ESMA

9,9

 
 

  • Есть и другие способы заработать на акциях Volkswagen. Например, на рынке форекс путем оформления CFD (контрактов на разницу цен) можно получать прибыль за счет волатильности акций, а бинарные опционы предоставляют возможность заработка за счет простого угадывания направления цены актива.
    основано
    2007
    депозит
    от $100
    инвестиции
    Акции, ПАММ, IPO, ДУ
    кредитное плечо
    до 1:500
    bonus
    до 2000$
    demo
     
    mobile
     
    регулятор
    CySEC, ESMA

    9,9

     
     
    основано
    1998
    депозит
    от $1
    инвестиции
    ПАММ, Fix Contracts
    кредитное плечо
    до 1:3000
    bonus
    15-30%
    demo
     
    mobile
     
    регулятор
    FSA, TFC

    9,6

     
     
    основано
    2009
    депозит
    от $10
    инвестиции
    Copy FX, RAMM
    кредитное плечо
    до 1:2000
    bonus
    до 120%
    demo
     
    mobile
     
    регулятор
    ISFC, CySEC

    9,5

     
     
    4
    основано
    2007
    депозит
    от 1$
    инвестиции
    ПАММ, RAMM, БО
    кредитное плечо
    до 1:1000
    bonus
    до 100%
    demo
     
    mobile
     
    регулятор
    BVI FSC

    9,3

     
     
  • Кроме того, зарубежные брокеры предлагают короткие продажи, т.е. можно заработать на падении акций Volkswagen, а также продажи с плечом, многократно увеличивающие заработок трейдера при использовании небольших сумм на депозите.
  • Также до начала конфликта на Украине на Московской бирже можно было торговать фьючерсы на Volkswagen. Возможно, после разблокировки НРД и восстановления нормальных отношений с Европы этот инструмент снова будет доступен.

 

 

Ответы на часто задаваемые вопросы

1. Нужно ли платить налоги с прибыли от торговли акциями Volkswagen

Да, с получения прибыли от торговых операций с акциями Volkswagen нужно заплатить налог в размере 13%, причем с учетом валютной переоценки (т.к. акции торгуются в евро). При работе с российским брокером он самостоятельно рассчитает и уплатит все налоги за инвестора. При работе с зарубежным брокером налог рассчитать и уплатить нужно будет самим.

Налог платится только один раз – в бюджет РФ. В бюджет Германии ничего уплачивать не нужно.

2. Платит ли компания дивиденды

Да, Volkswagen ежегодно выплачивает дивиденды. Последний объявленный дивиденд составил 7,5 евро на акцию. Реестр акционеров обычно закрывается в мае.

3. Какой налог на дивиденды

Налог на дивиденды Volkswagen составляет 26,375%, из которых 25% – стандартный налог, а 1,375% – т.н. налог на солидарность, взимаемый с налоговых нерезидентов Германии.

Налог взимается самой компанией и перечисляется в бюджет Германии. Повлиять на его размер нельзя.

4. Где посмотреть отчетность компании

Volkswagen публикует отчетность на своем официальном сайте в разделе «Инвесторам».

Кроме того, сводную информацию о финансовом состоянии концерна можно получить на сайтах-агрегаторах информации и других ресурсах.

5. Что делать, если акции Volkswagen «заморожены»?

В настоящее время против Национального расчетного депозитария РФ введены санкции со стороны Европы. К сожалению, мы не располагаем информацией, когда эти санкции снимут. До момента их снятия продать или купить акции Volkswagen технически невозможно.

 

 

Автор: Вадим Бон

Инвестор, предприниматель, трейдер, автор и создатель финансового блога internetboss.ru

"Занимайтесь любимым делом - только так можно стать богатым".

Подпишись на телеграм канал блога! - @internetboss_invest

Бесплатные торговые идеи, новые статьи сайта, важные новости из мира финансов и многое другое

Читайте также