Эта инвестстратегия выделяется на фоне остальных за счет того, что позволяет находить акции с потенциалом кратного роста в ближайшие годы. Если для обычных стратегий годовой рост в 10-15% с учетом инфляции – хороший результат, то в случае с CAN SLIM годовой доход может исчисляться сотнями процентов. Эта методика отбора акций в корне отличается от стандартных подходов, учитываются не только показатели мультипликаторов, но и такие аспекты как новизна продукта, лидерство.
Как создавалась стратегия CAN SLIM
Уильям О’Нил, создатель инвестстратегии, был профессиональным финансистом и начал свою карьеру в Hayden, Stone & Company. На то время у О’Нила не было собственной стратегии, но он старался перенимать навыки лучших коллег, с этой целью он периодически просматривал отчеты управляющих.
Благодаря этой привычке и появилась стратегия CAN SLIM. Уильям обнаружил, что один из управляющих часто покупал ценные бумаги, когда те находились у исторических максимумов. С этого началась разработка собственной методики отбора акций.
Первый опыт работы по экспериментальной стратегии оказался успешным. Капитал в $5000 вырос до $195000, что позволило Уияльму купить место на NYSE и продолжить изыскания.
Методика отбора акций оказалась настолько удачной, что с 1984 г. начинает выходить печатное издание Investor’s Daily, в котором даются рекомендации по стратегии CAN SLIM. В 1991 г. название изменено на Investor’s Business Daily, с 2016 г. издание выходит 1 раз в неделю, но продолжает работу до сих пор. То есть стратегия О’Нила прошла проверку временем – тысячи инвесторов работают по ней в течение десятилетий.
Основная особенность этой методики – отбор не просто перспективных бумаг, а акций с потенциалом роста на 100+% в ближайшие годы. За счет этого стратегия О’Нила обгоняет по доходности S&P 500 и прочие крупнейшие индексы.
Что касается названия, то каждая буква обозначает критерий оценки акций:
- С – current EPS, учитывается рост дохода на 1 бумагу.
- A – annual growth, оценивается годовой рост прибыли.
- N – new, новизна продукта/новые управленческие или организационные решения.
- S – supply and demand, спрос на продукцию.
- L – leader, является ли бизнес лидером в своем секторе.
- I – institutional, инвестируют ли в эти бумаги институциональные инвесторы.
- M – market direction, учитывается общее направление движения рынка.
Одна из заслуг автора стратегии в том, что он создал алгоритм количественной оценки качественных показателей. Такие критерии как лидерство и новизна сложно оценить в числах, О’Нил предложил четкий алгоритм ранжирования компания по этим показателям.
Описание стратегии CAN SLIM
В общих чертах стратегия разбирается в книге «How to make money in stocks». Ниже – выжимка ключевой информации по стратегии CAN SLIM, этого достаточно для понимания логики работы О’Нила.
C – увеличение квартального EPS
Автор стратегии приводит внутреннюю статистику на дистанции с 1952 г. по 2001 г.:
- Из 600 бумаг у 75% наблюдался резкий роста дохода на акцию перед ростом котировок.
- У оставшихся 25% EPS начинал резко увеличиваться в следующий квартал, параллельно с резким ростом котировок.
Вам будет интересно почитать
Основные критерии фильтрации по квартальному EPS выглядят так:
- Минимально допустимый рост мультипликатора в каждом новом квартале – 18-20%.
- Если сопоставлять квартальный EPS со значением за тот же промежуток год назад, то рост должен составлять как минимум 25-50%, лучше 100+%.
- Если на рынке наблюдается ажиотаж и резкий рост, то минимальная планка поднимается до 40-500%. Это исключительная мера, применяется редко, такой фильтр использовался, например, во время надувания пузыря доткомов.
- Два подряд квартала замедления темпов роста EPS – плохой признак. Такие акции чаще всего не включались в портфель.
Хороший пример работы этого правила – поведение акций Cisco Systems в начале 90-х годов прошлого века. К концу октября 1990 г. EPS за 2 предыдущих квартала вырос на 150% и 155%, по другим критериям компания также соответствовала правилам стратегии. В итоге за следующие 3-4 года стоимость акций Cisco выросла на 1500+%. Инвесторы, работавшие по CAN SLIM, взяли большую часть этого движения.
A – ежегодный рост прибыли компании
Основные критерии отбора акций:
- Нужен последовательный рост годовой прибыли, от 25% по сравнению с предыдущим годом.
- Крайне нежелательно, чтобы темпы роста EPS в один из годов снижались. В исключительных случаях это допускается на 5-летней дистанции. Например, в первые 2 года ежегодное увеличение на 50%, затем прибыль не растет 1 год и рост возобновляется. Такие компании иногда включаются в портфель.
- Годовое значение EPS должно расти на трехлетнем отрезке.
- Мультипликатор Return on Equity не должен быть ниже 17%.
- О’Нил ввел такой критерий как стабильность получения прибыли, он должен быть меньше 20-25. Детали его расчета не раскрываются.
- Cash Flow per Share должен быть выше чем EPS хотя бы на 20%.
О’Нил предупреждал, что компании, подходящие с точки зрения этого критерия, будут выглядеть перекупленными по другим мультипликаторам. Например, P/E будет указывать на то, что акции невыгодны и нужно дождаться отката для их покупок. Это заблуждение, несмотря на высокое соотношение Р/Е акции нужно покупать.
Пара примеров подобных ситуаций:
- В 1960 г. для Xerox P/E был равен 100, но это не помешало акциям в следующие 3 года вырасти на 3300%.
- В 1994 г. схожая ситуация была с бумагами America Online. Несмотря на крайне высокий P/E бумаги компании за 5 лет выросли на 14900%.
- У Syntex в 1963 г. P/E оказался равен 45, но коррекции не было, вместо этого акции взлетели на 400%.
Стратегия CAN SLIM существенно отличается от стандартного подхода к анализу рынка. Если работаете по ней, то не учитывайте типичные рекомендации анализа по мультипликаторам.
N – оценка новизны продукта/организационных процессов
Новизна – широкий критерий, включающий:
- Инновационные продукты. В свое время таким инноватором была, например, Microsoft. Новизна востребованного продукта означает слабую конкуренцию, а это позволяет буквально снять сливки с рынка.
- Смена руководства, это может стать причиной обновления стратегии развития.
- Начало работы в новых направлениях, запуск новых подразделений.
Ниже – пара примеров подобных компаний:
- Бумаги Dell Computer за 1996-1997 гг. выросли на 1500+% за счет поставок нового на то время продукта – персональных компьютеров.
- EMC – с января 1998 г. по апрель 1999 г. котировки акций выросли почти на 500% за счет того, что компания сумела разглядеть растущую потребность в хранении данных. Это была новая ниша на рынке и EMC ее заняла.
- Во второй половине 1999 г. акции Oracle выросли в 4,5 раза за счет разработки нового ПО для работы с базами данных.
- Акции International Game Technology выросли на 1600% менее чем за 6 лет. Эта компания также обладала новизной, предлагая новые решения в игровой индустрии.
В стратегии компании ранжируются по новизне, составляется своего рода рейтинг. Детали составления этого рейтинга не разглашаются.
S – предложение и спрос
Имеется в виду предложение и спрос на ценные бумаги. В общем критерии из этой группы можно сформулировать так – высшее руководство должно быть заинтересовано в росте акций, желательно, чтобы количество акций не росло слишком быстрыми темпами.
Основные правила:
- Не должны проводиться сплиты с большими пропорциями. Дробление акций 1 к 2, 1 к 3 приемлемо, но если бумаги дробятся с соотношением, например, 1 к 100, то скорее всего они не войдут в портфель.
- Высшее руководство должно владеть хотя бы несколькими процентами ценных бумаг. В крупных компаниях минимальная доля – 2-3%, в мелких – больше 3-5%.
- Если компания проводит масштабный buyback – это явный бычий сигнал. В 1989-1990 гг. International Game Technology сообщила о намерении выкупить 20% акций, в следующие пару лет цена бумаг выросла в 20+ раз.
- Чем меньше акций, тем лучше.
В этом же разделе О’Нил советует оценивать соотношение долга к акционерному капиталу, желательно, чтобы это соотношение постепенно уменьшалось.
Вам будет интересно почитать
L – лидерство
Под лидерами понимаются компании, доминирующие в своих секторах. Котировки таких бумаг начинают расти первыми по сравнению с конкурентами, может возникнуть соблазн купить другие акции, еще не начавшие движение, но это ловушка. Вы купите акции с низким потенциалом роста, упустив то, что могут дать лидеры сектора.
Для оценки соответствия статусу лидера О’Нил разработал собственную шкалу с диапазоном значений от 1 до 99:
- Значения до 70 указывают на то, что компания относится к отстающим.
- 80-90 – типичные показатели лидеров.
- 90-100 – явные лидерские качества.
В портфель О’Нил отбирал лучшие 13% компаний, то есть акции, чей показатель лидерства находился в диапазоне 87…99. Из каждого сектора отбирается не более 2-3 лидеров. Нужно быть готовым к тому, что такие бумаги могут находиться на максимумах в момент покупки.
Еще одна особенность лидеров сектора – потенциально более глубокие коррекции по сравнению со средним показателем по отрасли. Коррекция может быть в 1,5-2,5 раза глубже.
I – институциональная поддержка
Под институциональной поддержкой понимаются инвестиции в бумаги компании со стороны инвестфондов, страховых компаний, пенсионных фондов и прочих крупных игроков. Основные критерии оценки в этой категории:
- Желательно, чтобы в акции инвестировало как минимум 10 институциональных инвесторов.
- Важна динамика изменения количества институциональных инвесторов.
- Нежелательно доминирование одного институционального инвестора, если он начнет продавать акции, то может обрушить их курс. Для таких ситуаций введен термин «overowned shares».
- Также важно качество институциональной поддержки.
В Investor’s Business Daily ведется отдельный рейтинг, позволяющий отслеживать «качество инвесторов». Он называется 36-Month Performance Rating, если конкретный инвестфонд имеет рейтинг А+, то за последнее время он вошел в 5% лучших фондов по результатам работы. Если он инвестирует в акции компании, то эти бумаги оцениваются как перспективные. Также подходят фонды с рейтингом А-.
Также важны действия крупных инвесторов. Если один из них начинает сбрасывать акции, есть смысл сократить долю этих бумаг в портфеле. Возможно аналитики инвестфонда не ошибаются.
M – направление рынка
Акции редко растут, если рынок в целом падает. Исключения есть, но в 3 случаях из 4 покупки на медвежьем рынке приведут к убыткам.
Это самый субъективный критерий оценки, О’Нил рекомендовал:
- Следить за индексами (как широкими, так и секторальными), это индикатор, оценивающий рынок в целом и отдельные отрасли.
- Учитывать циклическую природу рынка, соотносить движение рынка с экономическими циклами.
- Постоянно практиковаться.
При составлении портфеля Уильям учитывал состояние рынка и старался не работать против него.
Как применять CAN SLIM в наши дни, эффективность стратегии
Рядовой инвестор не сможет использовать CAN SLIM в чистом виде. Проблема не в самой стратегии, а в отдельных ее пунктах:
- Неизвестно как определять лидерство отдельных компаний.
- Нет четкой методики расчета новизны.
- Сложно учитывать институциональную поддержку.
Прочие критерии можно дополнить своими правилами, но это уже будет не классическая стратегия CAN SLIM, а одна из ее модификаций. Но есть и другой путь – можно оформить подписку на Investor’s Business Daily и получать готовый список компаний, соответствующих всем критериям. Нужные бумаги находятся по адресу «Stock Lists» -> «CAN SLIM Select».
Эффективность стратегии удобно оценивать по данным Американской Ассоциации Частных Инвесторов. На сайте есть сравнение S&P 500 и различных вариаций стратегии О’Нила за последние 20+ лет.
Если бы деньги вкладывались во все компании, соответствующие критериями инвестстратегии, то за последние 22 года доходность CAN SLIM обогнала бы S&P 500 на порядок. Без просадок дело не обходится, но затем портфель неизменно продолжает расти.
Заключение
Стратегия CAN SLIM О’Нила работает, это подтверждено тысячами инвесторов и многолетней практикой. К сожалению, четкой инструкции по работе нет, известна лишь часть критериев отбора ценных бумаг. Рядовой инвестор не сможет прочесть набор правил и по ним составить инвестпортфель.
Эту проблему можно решить подпиской на IBD – детище О’Нила работает до сих пор, исправно публикуя списки акций с наивысшим потенциалом роста. Это единственный способ работать по CAN SLIM, в открытых источниках нет четких правил отбора акций. Что касается эффективности, то замечаний нет, портфель, составленный по правилам этой инвестстратегии, действительно в разы обгоняет крупнейшие индексы.