Стратегия CAN SLIM – инвест-методика О’Нила, которая может дать 1000%

Стратегия CAN SLIM

 

Эта инвестстратегия выделяется на фоне остальных за счет того, что позволяет находить акции с потенциалом кратного роста в ближайшие годы. Если для обычных стратегий годовой рост в 10-15% с учетом инфляции – хороший результат, то в случае с CAN SLIM годовой доход может исчисляться сотнями процентов. Эта методика отбора акций в корне отличается от стандартных подходов, учитываются не только показатели мультипликаторов, но и такие аспекты как новизна продукта, лидерство.

 

Как создавалась стратегия CAN SLIM

Уильям О’Нил, создатель инвестстратегии, был профессиональным финансистом и начал свою карьеру в Hayden, Stone & Company. На то время у О’Нила не было собственной стратегии, но он старался перенимать навыки лучших коллег, с этой целью он периодически просматривал отчеты управляющих.

Благодаря этой привычке и появилась стратегия CAN SLIM. Уильям обнаружил, что один из управляющих часто покупал ценные бумаги, когда те находились у исторических максимумов. С этого началась разработка собственной методики отбора акций.

Уильям О Нил
Уильям О Нил
 

Первый опыт работы по экспериментальной стратегии оказался успешным. Капитал в $5000 вырос до $195000, что позволило Уияльму купить место на NYSE и продолжить изыскания.

Методика отбора акций оказалась настолько удачной, что с 1984 г. начинает выходить печатное издание Investor’s Daily, в котором даются рекомендации по стратегии CAN SLIM. В 1991 г. название изменено на Investor’s Business Daily, с 2016 г. издание выходит 1 раз в неделю, но продолжает работу до сих пор. То есть стратегия О’Нила прошла проверку временем – тысячи инвесторов работают по ней в течение десятилетий.

 

Основная особенность этой методики – отбор не просто перспективных бумаг, а акций с потенциалом роста на 100+% в ближайшие годы. За счет этого стратегия О’Нила обгоняет по доходности S&P 500 и прочие крупнейшие индексы.

Что касается названия, то каждая буква обозначает критерий оценки акций:

  • Сcurrent EPS, учитывается рост дохода на 1 бумагу.
  • Aannual growth, оценивается годовой рост прибыли.
  • Nnew, новизна продукта/новые управленческие или организационные решения.
  • S – supply and demand, спрос на продукцию.
  • Lleader, является ли бизнес лидером в своем секторе.
  • Iinstitutional, инвестируют ли в эти бумаги институциональные инвесторы.
  • Mmarket direction, учитывается общее направление движения рынка.

Одна из заслуг автора стратегии в том, что он создал алгоритм количественной оценки качественных показателей. Такие критерии как лидерство и новизна сложно оценить в числах, О’Нил предложил четкий алгоритм ранжирования компания по этим показателям.

 

 

Описание стратегии CAN SLIM

В общих чертах стратегия разбирается в книге «How to make money in stocks». Ниже – выжимка ключевой информации по стратегии CAN SLIM, этого достаточно для понимания логики работы О’Нила.

 

C – увеличение квартального EPS

Автор стратегии приводит внутреннюю статистику на дистанции с 1952 г. по 2001 г.:

  • Из 600 бумаг у 75% наблюдался резкий роста дохода на акцию перед ростом котировок.
  • У оставшихся 25% EPS начинал резко увеличиваться в следующий квартал, параллельно с резким ростом котировок.

 

 

Основные критерии фильтрации по квартальному EPS выглядят так:

  • Минимально допустимый рост мультипликатора в каждом новом квартале – 18-20%.
  • Если сопоставлять квартальный EPS со значением за тот же промежуток год назад, то рост должен составлять как минимум 25-50%, лучше 100+%.
  • Если на рынке наблюдается ажиотаж и резкий рост, то минимальная планка поднимается до 40-500%. Это исключительная мера, применяется редко, такой фильтр использовался, например, во время надувания пузыря доткомов.
  • Два подряд квартала замедления темпов роста EPS – плохой признак. Такие акции чаще всего не включались в портфель.

увеличение квартального EPS

 

Хороший пример работы этого правила – поведение акций Cisco Systems в начале 90-х годов прошлого века. К концу октября 1990 г. EPS за 2 предыдущих квартала вырос на 150% и 155%, по другим критериям компания также соответствовала правилам стратегии. В итоге за следующие 3-4 года стоимость акций Cisco выросла на 1500+%. Инвесторы, работавшие по CAN SLIM, взяли большую часть этого движения.

 

 

A – ежегодный рост прибыли компании

Основные критерии отбора акций:

  • Нужен последовательный рост годовой прибыли, от 25% по сравнению с предыдущим годом.
  • Крайне нежелательно, чтобы темпы роста EPS в один из годов снижались. В исключительных случаях это допускается на 5-летней дистанции. Например, в первые 2 года ежегодное увеличение на 50%, затем прибыль не растет 1 год и рост возобновляется. Такие компании иногда включаются в портфель.
  • Годовое значение EPS должно расти на трехлетнем отрезке.
  • Мультипликатор Return on Equity не должен быть ниже 17%.
  • О’Нил ввел такой критерий как стабильность получения прибыли, он должен быть меньше 20-25. Детали его расчета не раскрываются.
  • Cash Flow per Share должен быть выше чем EPS хотя бы на 20%.

компании не соответствующие правилам стратегии can slim

 

О’Нил предупреждал, что компании, подходящие с точки зрения этого критерия, будут выглядеть перекупленными по другим мультипликаторам. Например, P/E будет указывать на то, что акции невыгодны и нужно дождаться отката для их покупок. Это заблуждение, несмотря на высокое соотношение Р/Е акции нужно покупать.

Пара примеров подобных ситуаций:

  • В 1960 г. для Xerox P/E был равен 100, но это не помешало акциям в следующие 3 года вырасти на 3300%.
  • В 1994 г. схожая ситуация была с бумагами America Online. Несмотря на крайне высокий P/E бумаги компании за 5 лет выросли на 14900%.
  • У Syntex в 1963 г. P/E оказался равен 45, но коррекции не было, вместо этого акции взлетели на 400%.

 

Стратегия CAN SLIM существенно отличается от стандартного подхода к анализу рынка. Если работаете по ней, то не учитывайте типичные рекомендации анализа по мультипликаторам.

Рекомендую прочитать также:
акции ambev
Ambev — акции пивной компании из Бразилии. Обзор бизнеса
  Ambev SA — компания по производству напитков со штаб-квартирой в Сан-Паулу, Бразилия. Основное внимание компании уделяется производству и продаже […]

 

N – оценка новизны продукта/организационных процессов

Новизна – широкий критерий, включающий:

  • Инновационные продукты. В свое время таким инноватором была, например, Microsoft. Новизна востребованного продукта означает слабую конкуренцию, а это позволяет буквально снять сливки с рынка.
  • Смена руководства, это может стать причиной обновления стратегии развития.
  • Начало работы в новых направлениях, запуск новых подразделений.

 

Ниже – пара примеров подобных компаний:

  • Бумаги Dell Computer за 1996-1997 гг. выросли на 1500+% за счет поставок нового на то время продукта – персональных компьютеров.
  • EMC – с января 1998 г. по апрель 1999 г. котировки акций выросли почти на 500% за счет того, что компания сумела разглядеть растущую потребность в хранении данных. Это была новая ниша на рынке и EMC ее заняла.
  • Во второй половине 1999 г. акции Oracle выросли в 4,5 раза за счет разработки нового ПО для работы с базами данных.
  • Акции International Game Technology выросли на 1600% менее чем за 6 лет. Эта компания также обладала новизной, предлагая новые решения в игровой индустрии.

Акции International Game Technology выросли на 1600%

 

В стратегии компании ранжируются по новизне, составляется своего рода рейтинг. Детали составления этого рейтинга не разглашаются.

 

 

S – предложение и спрос

Имеется в виду предложение и спрос на ценные бумаги. В общем критерии из этой группы можно сформулировать так – высшее руководство должно быть заинтересовано в росте акций, желательно, чтобы количество акций не росло слишком быстрыми темпами.

Основные правила:

  • Не должны проводиться сплиты с большими пропорциями. Дробление акций 1 к 2, 1 к 3 приемлемо, но если бумаги дробятся с соотношением, например, 1 к 100, то скорее всего они не войдут в портфель.
  • Высшее руководство должно владеть хотя бы несколькими процентами ценных бумаг. В крупных компаниях минимальная доля – 2-3%, в мелких – больше 3-5%.
  • Если компания проводит масштабный buyback – это явный бычий сигнал. В 1989-1990 гг. International Game Technology сообщила о намерении выкупить 20% акций, в следующие пару лет цена бумаг выросла в 20+ раз.
  • Чем меньше акций, тем лучше.

 

В этом же разделе О’Нил советует оценивать соотношение долга к акционерному капиталу, желательно, чтобы это соотношение постепенно уменьшалось.

 

 

L – лидерство

Под лидерами понимаются компании, доминирующие в своих секторах. Котировки таких бумаг начинают расти первыми по сравнению с конкурентами, может возникнуть соблазн купить другие акции, еще не начавшие движение, но это ловушка. Вы купите акции с низким потенциалом роста, упустив то, что могут дать лидеры сектора.

Для оценки соответствия статусу лидера О’Нил разработал собственную шкалу с диапазоном значений от 1 до 99:

  • Значения до 70 указывают на то, что компания относится к отстающим.
  • 80-90 – типичные показатели лидеров.
  • 90-100 – явные лидерские качества.

 

В портфель О’Нил отбирал лучшие 13% компаний, то есть акции, чей показатель лидерства находился в диапазоне 87…99. Из каждого сектора отбирается не более 2-3 лидеров. Нужно быть готовым к тому, что такие бумаги могут находиться на максимумах в момент покупки.

Еще одна особенность лидеров сектора – потенциально более глубокие коррекции по сравнению со средним показателем по отрасли. Коррекция может быть в 1,5-2,5 раза глубже.

Рекомендую прочитать также:
майнинговая ферма что это
Майнинг ферма: что это, как собрать и запустить? Сколько можно заработать?
  В эпоху цифровизации и развития криптовалют майнинг стал не просто хобби, но и полноценным бизнесом для многих энтузиастов и […]

 

I – институциональная поддержка

Под институциональной поддержкой понимаются инвестиции в бумаги компании со стороны инвестфондов, страховых компаний, пенсионных фондов и прочих крупных игроков. Основные критерии оценки в этой категории:

  • Желательно, чтобы в акции инвестировало как минимум 10 институциональных инвесторов.
  • Важна динамика изменения количества институциональных инвесторов.
  • Нежелательно доминирование одного институционального инвестора, если он начнет продавать акции, то может обрушить их курс. Для таких ситуаций введен термин «overowned shares».
  • Также важно качество институциональной поддержки.

 

В Investors Business Daily ведется отдельный рейтинг, позволяющий отслеживать «качество инвесторов». Он называется 36-Month Performance Rating, если конкретный инвестфонд имеет рейтинг А+, то за последнее время он вошел в 5% лучших фондов по результатам работы. Если он инвестирует в акции компании, то эти бумаги оцениваются как перспективные. Также подходят фонды с рейтингом А-.

институциональная поддержка

 

Также важны действия крупных инвесторов. Если один из них начинает сбрасывать акции, есть смысл сократить долю этих бумаг в портфеле. Возможно аналитики инвестфонда не ошибаются.

 

 

M – направление рынка

Акции редко растут, если рынок в целом падает. Исключения есть, но в 3 случаях из 4 покупки на медвежьем рынке приведут к убыткам.

Это самый субъективный критерий оценки, О’Нил рекомендовал:

  • Следить за индексами (как широкими, так и секторальными), это индикатор, оценивающий рынок в целом и отдельные отрасли.
  • Учитывать циклическую природу рынка, соотносить движение рынка с экономическими циклами.
  • Постоянно практиковаться.

 

При составлении портфеля Уильям учитывал состояние рынка и старался не работать против него.

Рекомендую прочитать также:
акции fresnillo
Fresnillo — ведущий добытчик серебра. Обзор бизнеса. Как инвестировать?
  Fresnillo Plc (LON: FRES), основанная в 2008 году в результате выделения из компании Industrias Peñoles, является крупнейшим производителем серебра […]

 

Как применять CAN SLIM в наши дни, эффективность стратегии

Рядовой инвестор не сможет использовать CAN SLIM в чистом виде. Проблема не в самой стратегии, а в отдельных ее пунктах:

  • Неизвестно как определять лидерство отдельных компаний.
  • Нет четкой методики расчета новизны.
  • Сложно учитывать институциональную поддержку.

 

Прочие критерии можно дополнить своими правилами, но это уже будет не классическая стратегия CAN SLIM, а одна из ее модификаций. Но есть и другой путь – можно оформить подписку на Investors Business Daily и получать готовый список компаний, соответствующих всем критериям. Нужные бумаги находятся по адресу «Stock Lists» -> «CAN SLIM Select».

can slim на Investor’s Business Daily

 

Эффективность стратегии удобно оценивать по данным Американской Ассоциации Частных Инвесторов. На сайте есть сравнение S&P 500 и различных вариаций стратегии О’Нила за последние 20+ лет.

сравнение S&P 500 и различных вариаций стратегии О’Нила

Если бы деньги вкладывались во все компании, соответствующие критериями инвестстратегии, то за последние 22 года доходность CAN SLIM обогнала бы S&P 500 на порядок. Без просадок дело не обходится, но затем портфель неизменно продолжает расти.

 

 

Заключение

Стратегия CAN SLIM О’Нила работает, это подтверждено тысячами инвесторов и многолетней практикой. К сожалению, четкой инструкции по работе нет, известна лишь часть критериев отбора ценных бумаг. Рядовой инвестор не сможет прочесть набор правил и по ним составить инвестпортфель.

Эту проблему можно решить подпиской на IBD – детище О’Нила работает до сих пор, исправно публикуя списки акций с наивысшим потенциалом роста. Это единственный способ работать по CAN SLIM, в открытых источниках нет четких правил отбора акций. Что касается эффективности, то замечаний нет, портфель, составленный по правилам этой инвестстратегии, действительно в разы обгоняет крупнейшие индексы.

 

Автор: Вадим Бон

Инвестор, предприниматель, трейдер, автор и создатель финансового блога internetboss.ru

"Занимайтесь любимым делом - только так можно стать богатым".

Подпишись на телеграм канал блога! - @internetboss_invest

Бесплатные торговые идеи, новые статьи сайта, важные новости из мира финансов и многое другое

Читайте также