Коэффициент Р/Е едва ли не самый популярный мультипликатор. Популярность объясняется простотой расчета и наглядностью результата, достаточно разделить два числа чтобы получить представление о примерных сроках окупаемости вложений. Показатель Price to Earnings доступен во всех без исключения информационно-аналитических сервисах, также его без проблем можно рассчитать вручную. Но перед использованием Р/Е в работе нужно разобраться в природе этого мультипликатора.
Коэффициент P/E (Price to Earnings) — что означает?
Коэффициент Р/Е расшифровывается как Price to Earnings или стоимость компании, отнесенная к чистой выручке. При расчете капитализация бизнеса делится на чистую прибыль, получившийся коэффициент – мера скорости окупаемости инвестиций.
Чем ниже отношение Р/Е тем лучше. Например, Р/Е 5 означает, что при вложениях в эту компанию инвестиции окупятся через 5 лет. Этот результат можно трактовать иначе – на каждые вложенные $5 инвестор будет получать $1 в год.
Оценивать этот показатель в отрыве от среднего показателя по индустрии и показателей ближайших конкурентов нет смысла. Значение Р/Е равное 5, 7 или 10 дает только условный срок окупаемости вложений. Но при анализе компаний цель инвестора заключается в другом – ему нужно определить наиболее перспективные акции. То есть нужно проводить сравнительный анализ – сопоставлять показатели компаний, работающих в одном секторе.
Что касается классификации, то обилия подвидов показателей этого типа нет, а разделение на подвиды можно привести разве что по периодам, за которые рассчитывается мультипликатор цена прибыль. Выделяют:
- Годовой P/E – рассчитывается за календарный либо финансовый год.
- TTM P/E (trailing twelve month P/E). Также рассчитывается за 12 месяцев, но это так называемый «скользящий» отрезок в 12 месяцев, он смещается с закрытием каждого месяца.
- Forward P/E. Прогнозное значение мультипликатора, составляется на основе ожидаемой прибыли, обычно задается не конкретное значение, а диапазон. Прогнозный мультипликатор может рассчитываться и на год вперед, и когда до окончания года остается 1-2 квартала. Например, если до конца года остался 1 квартал, можно рассчитать коэффициент РЕ на основе данных за предыдущие 3 квартала. Такая оценка будет точнее по сравнению с форвардным Price to Ratio, рассчитанным в начале года на основе показателей за предыдущий год.
Принцип расчета один и тот же для всех подвидов Р/Е.
Р/Е Шиллера
При работе с литературой вы можете столкнуться с так называемым скорректированным на инфляцию Price to Ratio. Изначально Роберт Шиллер предложил использовать эту методику для индекса S&P 500, этот подход может применяться и к другим биржевым индексам.
Идея заключается в корректировке доходности индекса на величину инфляции за 10 лет. Получившийся скорректированный коэффициент цена прибыль называется CAPE, Shiller P/E или Р/Е 10. Для S&P расчет скорректированного значения ведется в онлайн-режиме, результаты доступны на multpl.com. P/E с учетом инфляции существенно отличается от не скорректированного показателя.
Мультипликатор этого типа используется преимущественно для биржевых индексов. Для акций отдельных компаний CAPE также рассчитывается, но при анализе используется реже, в информационно-аналитических сервисах этот показатель недоступен.
Price to Ratio как основа для расчета PEG
Соотношение цены акции к прибыли используется и как основа для расчета другого мультипликатора под названием PEG – Prospective Earnings Growth. Этот показатель рассчитывается как отношение стандартного Р/Е к ожидаемому увеличению чистой прибыли в будущем.
PEG используется для понимания справедливости оценки акций. Если PEG < 1, то акции – выгодный вариант вложений, увеличение чистой прибыли в следующих отчетных периодах даст профит.
Если PEG > 1, то текущий Р/Е завышен и не соответствует ожидаемому росту чистой прибыли.
Расчетная формула PE, рекомендованные значения
Этот показатель можно рассчитать либо через основные показатели компании, либо через другой мультипликатор (EPS). Используется формула
в этой зависимости:
- Capitalization – капитализация компании. Этот показатель доступен в информационно-аналитических сервисах, также его можно рассчитать как произведение стоимости акции на их количество (shares outstanding).
- Earnings – чистая прибыль.
- Share Price – стоимость акции.
- EPS (Earnings per Share) – прибыль на акцию, это один из мультипликаторов, использующихся при составлении инвестпортфеля.
Вам будет интересно почитать
Нужные для расчета значения можно взять из отчетности компании. Годовые отчеты публикуются на сайтах самих компаний, ключевые показатели дублируются в информационно-аналитических сервисах.
Например, в 2019 г. чистая прибыль Газпрома составила 733,993550 млрд. руб. Капитализация в тот же период была равна 6070 млрд. руб., при таких исходных данных мультипликатор Р/Е равен 6050/733,993550 = 8,24.
Но в 2020 г. рассчитать коэффициент РЕ для Газпрома невозможно, по итогам года был зафиксирован убыток. Пандемия коронавируса спровоцировала падение стоимости нефти и газа, в итоге Газпром сработал в убыток, потери составили 706,925987 млрд. руб. Р/Е не может быть отрицательным, если чистой прибыли нет, то и расчет этого мультипликатора невозможен.
Нормативных значений Price to Ratio нет, P/E приобретает смысл только при сравнительном анализе. Чем выше значение мультипликатора, тем ниже ожидаемая доходность, но это не значит, что в компании с высоким Р/Е не стоит вкладывать деньги. Высокое значение Р/Е и востребованность акций среди инвесторов означает уверенность в будущем бизнеса. Инвесторы уверены в его устойчивости и росте на продолжительной дистанции, поэтому и соглашаются со сравнительно невысокой доходностью.
Как использовать коэффициент P/E для анализа акций
Мультипликатор PE подходит для анализа публичных компаний, работающих в одном секторе и желательно в одной стране. Эти ограничения возникают из-за того, что при подсчете мультипликатора используется не выручка, а чистая прибыль. То есть учитываются и налоги, и прочие статьи расходов, а они могут сильно отличаться в зависимости от сферы работы бизнеса.
Что касается анализа непубличных компаний, то основная сложность в получении информации. Можно сравнивать их с аналогами из числа публичных компаний, но это дает слишком неточный результат.
Упрощенный анализ компаний по Р/Е сводится к сопоставлению чисел, лучшим считается вариант с меньшим значением мультипликатора, это указывает на более быструю окупаемость вложений. Но это не единственный способ использования мультипликатора P/E, в общем случае можно выделить несколько способов применения Р/Е:
- Сравнение компаний, выбираются акции с минимальным значением показателя. Что касается того как выбрать акции для инвестирования, то приоритет получают бумаги с меньшим Р/Е (при условии, что по прочим показателям они находятся на одном уровне).
- Сравнение мультипликатора отдельной компании со средним по индустрии.
- Оценка динамики изменения Р/Е, в случае с цикличным бизнесом это помогает определить оптимальную фазу для покупки акций.
- Как база для расчета мультипликатора PEG.
- Для оценки инвестиционной привлекательности отдельных рынков и их сегментов.
Формально высокое отношение цена прибыль – плохой признак для инвестора. Это означает, что акции оценены слишком высоко и их дальнейший рост будет небольшим. С высокой долей вероятности в будущем доходность окажется ниже среднерыночной.
Но в этом правиле есть исключения. Например, компании с высоким Р/Е могут выглядеть непривлекательными с точки зрения роста стоимости акций, но выплачивать большие дивиденды, поэтому их включают в инвестпортфели. Хороший пример – Лукойл, компания направляет на дивиденды существенную долю прибыли (в 2019 г. больше 50%), поэтому несмотря на высокое значение Р/Е его акции можно включать в портфель.
Для быстрого отбора акций лучше всего сравнивать их со средним значением по индустрии. Это позволяет быстро убрать компании, чьи бумаги явно переоценены. Например, в случае с Nvidia Р/Е хуже, чем у 80% представителей сектора полупроводниковой продукции. То же касается исторических данных, бумаги Nvidia явно перекуплены.
Это не значит, что от вложений в Nvidia нужно отказаться. Высокий коэффициент P/E указывает скорее на то, что сейчас не лучший момент для этого, нужно дождаться отката и позже покупать акции.
Желательно сопоставлять не только Р/Е разных компаний, но также оценивать форвардные значения Р/Е и чистой прибыли. В идеале рост чистой прибыли в будущем должен опережать рост Р/Е.
Также важна динамика изменения Р/Е и природа этих изменений. Р/Е может падать в результате роста продаж и чистой прибыли, но может снижаться и из-за резкого падения капитализации.
Сервисы для отслеживания мультипликатора Price to Ratio
Коэффициент P/E – один из основных мультипликаторов, его поддерживают практически все информационно-аналитические сервисы. Для отслеживания этого показателя подойдут:
- Gurufocus. Сервис дает полную информацию обо всех мультипликаторах, есть сравнение Price to Ratio со средним по индустрии, историческими значениями, есть и графическое отображение Р/Е. Также дается общая оценка акций в духе «Значительная перекупленность» или «Перепроданность», это упрощает анализ. Единственный недостаток сервиса в том, что полный функционал доступен только по платной подписке. Для знакомства с возможностями Гуруфокус есть тестовый бесплатный период.
- TradingView. Здесь доступен неплохой скринер, в котором можно отфильтровать компании по фундаментальным и техническим показателям. Скринер довольно гибок, по каждому из мультипликаторов есть настройки для фильтрации.
- Finviz. Еще один скринер, сервис работает с 8000+ компаний, среди них есть и некоторые российские. Среди фильтров доступны стандартный и форвардный Price to Ratio. В отличие от TradingView здесь выбирается один из предустановленных вариантов фильтров. Чтобы задавать произвольные значения понадобится платная подписка.
- Smartlab. Хороший сервис для работы с российскими компаниями. Все максимально наглядно, есть пузырьковые диаграммы, здесь же можно скачать финансовую отчетность компаний.
- SimplyWallSt. Сервис выделяется визуальной составляющей, все показатели отображаются максимально наглядно. Если нет желания платить за полный функционал, можно регистрировать демо-аккаунты и получать полный доступ на 7 дней.
Есть и другие сервисы со схожим функционалом, но перечисленного набора хватит, чтобы закрыть потребности рядового инвестора на 100%.
Сильные и слабые стороны показателя Price to Ratio
К преимуществам коэффициента P/E стоит отнести:
- Простоту расчета и наглядность. Сразу понятно и как он рассчитывается, и что означает.
- Простоту анализа. Анализ сводится к сопоставлению двух чисел, с этим справится любой.
Есть и целый набор недостатков:
- Если год закрыт с убытком, то рассчитать Р/Е невозможно.
- Мультипликатор не учитывает цикличность работы бизнеса.
- Не учитываются нюансы налогообложения. Из-за этого Price to Ratio нельзя использовать для сравнений компаний, работающих в разных странах.
- Иногда искажает результат. Компания с высоким Р/Е может быть привлекательна для инвесторов, например, из-за высоких дивидендов, мультипликатор это не учитывает.
Коэффициент P/E нельзя применять бездумно. Простое сравнение 2 чисел без учета специфики бизнеса может сильно исказить результат.
Заключение
Основное правило при работе с коэффициентом PE – использование его в комплексе с другими мультипликаторами. Нужно учитывать ROE, ROA, P/S и другие коэффициенты, характеризующие эффективность работы компании. Только так можно получить адекватный результат, акцент на 1-2 мультипликаторах исказит результат анализа.
Коэффициент P/E – неплохой показатель, но он не дает представления обо всех аспектах работы бизнеса. То же касается и остальных мультипликаторов, именно поэтому после отбора компаний через скринер приходится анализировать их более глубоко.