Коэффициент Р/Е едва ли не самый популярный мультипликатор. Популярность объясняется простотой расчета и наглядностью результата, достаточно разделить два числа чтобы получить представление о примерных сроках окупаемости вложений. Показатель Price to Earnings доступен во всех без исключения информационно-аналитических сервисах, также его без проблем можно рассчитать вручную. Но перед использованием Р/Е в работе нужно разобраться в природе этого мультипликатора.
Лучший иностранный брокер для граждан РФ и РБ
Мультипликатор P/E (Price to Earnings) — что означает?
Коэффициент Р/Е расшифровывается как Price to Earnings или стоимость компании, отнесенная к чистой выручке. При расчете капитализация бизнеса делится на чистую прибыль, получившийся коэффициент – мера скорости окупаемости инвестиций.
Чем ниже отношение Р/Е тем лучше. Например, Р/Е 5 означает, что при вложениях в эту компанию инвестиции окупятся через 5 лет. Этот результат можно трактовать иначе – на каждые вложенные $5 инвестор будет получать $1 в год.
Оценивать этот показатель в отрыве от среднего показателя по индустрии и показателей ближайших конкурентов нет смысла. Значение Р/Е равное 5, 7 или 10 дает только условный срок окупаемости вложений. Но при анализе компаний цель инвестора заключается в другом – ему нужно определить наиболее перспективные акции. То есть нужно проводить сравнительный анализ – сопоставлять показатели компаний, работающих в одном секторе.
Что касается классификации, то обилия подвидов показателей этого типа нет, а разделение на подвиды можно привести разве что по периодам, за которые рассчитывается мультипликатор цена прибыль. Выделяют:
- Годовой P/E – рассчитывается за календарный либо финансовый год.
- TTM P/E (trailing twelve month P/E). Также рассчитывается за 12 месяцев, но это так называемый «скользящий» отрезок в 12 месяцев, он смещается с закрытием каждого месяца.
- Forward P/E. Прогнозное значение мультипликатора, составляется на основе ожидаемой прибыли, обычно задается не конкретное значение, а диапазон. Прогнозный мультипликатор может рассчитываться и на год вперед, и когда до окончания года остается 1-2 квартала. Например, если до конца года остался 1 квартал, можно рассчитать коэффициент РЕ на основе данных за предыдущие 3 квартала. Такая оценка будет точнее по сравнению с форвардным Price to Ratio, рассчитанным в начале года на основе показателей за предыдущий год.
Принцип расчета один и тот же для всех подвидов Р/Е.
Р/Е Шиллера
При работе с литературой вы можете столкнуться с так называемым скорректированным на инфляцию Price to Ratio. Изначально Роберт Шиллер предложил использовать эту методику для индекса S&P 500, этот подход может применяться и к другим биржевым индексам.
Идея заключается в корректировке доходности индекса на величину инфляции за 10 лет. Получившийся скорректированный коэффициент цена прибыль называется CAPE, Shiller P/E или Р/Е 10. Для S&P расчет скорректированного значения ведется в онлайн-режиме, результаты доступны на multpl.com. P/E с учетом инфляции существенно отличается от не скорректированного показателя.
Мультипликатор этого типа используется преимущественно для биржевых индексов. Для акций отдельных компаний CAPE также рассчитывается, но при анализе используется реже, в информационно-аналитических сервисах этот показатель недоступен.
Price to Ratio как основа для расчета PEG
Соотношение цены акции к прибыли используется и как основа для расчета другого мультипликатора под названием PEG – Prospective Earnings Growth. Этот показатель рассчитывается как отношение стандартного Р/Е к ожидаемому увеличению чистой прибыли в будущем.
PEG используется для понимания справедливости оценки акций. Если PEG < 1, то акции – выгодный вариант вложений, увеличение чистой прибыли в следующих отчетных периодах даст профит.
Если PEG > 1, то текущий Р/Е завышен и не соответствует ожидаемому росту чистой прибыли.
Расчетная формула PE, рекомендованные значения Price to Ratio
Этот показатель можно рассчитать либо через основные показатели компании, либо через другой мультипликатор (EPS). Используется формула
в этой зависимости:
- Capitalization – капитализация компании. Этот показатель доступен в информационно-аналитических сервисах, также его можно рассчитать как произведение стоимости акции на их количество (shares outstanding).
- Earnings – чистая прибыль.
- Share Price – стоимость акции.
- EPS (Earnings per Share) – прибыль на акцию, это один из мультипликаторов, использующихся при составлении инвестпортфеля.
Нужные для расчета значения можно взять из отчетности компании. Годовые отчеты публикуются на сайтах самих компаний, ключевые показатели дублируются в информационно-аналитических сервисах.
Например, в 2019 г. чистая прибыль Газпрома составила 733,993550 млрд. руб. Капитализация в тот же период была равна 6070 млрд. руб., при таких исходных данных мультипликатор Р/Е равен 6050/733,993550 = 8,24.
Но в 2020 г. рассчитать коэффициент РЕ для Газпрома невозможно, по итогам года был зафиксирован убыток. Пандемия коронавируса спровоцировала падение стоимости нефти и газа, в итоге Газпром сработал в убыток, потери составили 706,925987 млрд. руб. Р/Е не может быть отрицательным, если чистой прибыли нет, то и расчет этого мультипликатора невозможен.
Нормативных значений Price to Ratio нет, P/E приобретает смысл только при сравнительном анализе. Чем выше значение мультипликатора, тем ниже ожидаемая доходность, но это не значит, что в компании с высоким Р/Е не стоит вкладывать деньги. Высокое значение Р/Е и востребованность акций среди инвесторов означает уверенность в будущем бизнеса. Инвесторы уверены в его устойчивости и росте на продолжительной дистанции, поэтому и соглашаются со сравнительно невысокой доходностью.
Как использовать Price to Earnings для анализа акций
Мультипликатор PE подходит для анализа публичных компаний, работающих в одном секторе и желательно в одной стране. Эти ограничения возникают из-за того, что при подсчете мультипликатора используется не выручка, а чистая прибыль. То есть учитываются и налоги, и прочие статьи расходов, а они могут сильно отличаться в зависимости от сферы работы бизнеса.
Что касается анализа непубличных компаний, то основная сложность в получении информации. Можно сравнивать их с аналогами из числа публичных компаний, но это дает слишком неточный результат.
Упрощенный анализ компаний по Р/Е сводится к сопоставлению чисел, лучшим считается вариант с меньшим значением мультипликатора, это указывает на более быструю окупаемость вложений. Но это не единственный способ использования мультипликатора P/E, в общем случае можно выделить несколько способов применения Р/Е:
- Сравнение компаний, выбираются акции с минимальным значением показателя. Что касается того как выбрать акции для инвестирования, то приоритет получают бумаги с меньшим Р/Е (при условии, что по прочим показателям они находятся на одном уровне).
- Сравнение мультипликатора отдельной компании со средним по индустрии.
- Оценка динамики изменения Р/Е, в случае с цикличным бизнесом это помогает определить оптимальную фазу для покупки акций.
- Как база для расчета мультипликатора PEG.
- Для оценки инвестиционной привлекательности отдельных рынков и их сегментов.
Формально высокое отношение цена прибыль – плохой признак для инвестора. Это означает, что акции оценены слишком высоко и их дальнейший рост будет небольшим. С высокой долей вероятности в будущем доходность окажется ниже среднерыночной.
Но в этом правиле есть исключения. Например, компании с высоким Р/Е могут выглядеть непривлекательными с точки зрения роста стоимости акций, но выплачивать большие дивиденды, поэтому их включают в инвестпортфели. Хороший пример – Лукойл, компания направляет на дивиденды существенную долю прибыли (в 2019 г. больше 50%), поэтому несмотря на высокое значение Р/Е его акции можно включать в портфель.
Для быстрого отбора акций лучше всего сравнивать их со средним значением по индустрии. Это позволяет быстро убрать компании, чьи бумаги явно переоценены. Например, в случае с Nvidia Р/Е хуже, чем у 80% представителей сектора полупроводниковой продукции. То же касается исторических данных, бумаги Nvidia явно перекуплены.
Это не значит, что от вложений в Nvidia нужно отказаться. Высокий Р/Е указывает скорее на то, что сейчас не лучший момент для этого, нужно дождаться отката и позже покупать акции.
Желательно сопоставлять не только Р/Е разных компаний, но также оценивать форвардные значения Р/Е и чистой прибыли. В идеале рост чистой прибыли в будущем должен опережать рост Р/Е.
Также важна динамика изменения Р/Е и природа этих изменений. Р/Е может падать в результате роста продаж и чистой прибыли, но может снижаться и из-за резкого падения капитализации.
Сервисы для отслеживания мультипликатора Price to Ratio
Коэффициент РЕ – один из основных мультипликаторов, его поддерживают практически все информационно-аналитические сервисы. Для отслеживания этого показателя подойдут:
- Gurufocus. Сервис дает полную информацию обо всех мультипликаторах, есть сравнение Price to Ratio со средним по индустрии, историческими значениями, есть и графическое отображение Р/Е. Также дается общая оценка акций в духе «Значительная перекупленность» или «Перепроданность», это упрощает анализ. Единственный недостаток сервиса в том, что полный функционал доступен только по платной подписке. Для знакомства с возможностями Гуруфокус есть тестовый бесплатный период.
- TradingView. Здесь доступен неплохой скринер, в котором можно отфильтровать компании по фундаментальным и техническим показателям. Скринер довольно гибок, по каждому из мультипликаторов есть настройки для фильтрации.
- Finviz. Еще один скринер, сервис работает с 8000+ компаний, среди них есть и некоторые российские. Среди фильтров доступны стандартный и форвардный Price to Ratio. В отличие от TradingView здесь выбирается один из предустановленных вариантов фильтров. Чтобы задавать произвольные значения понадобится платная подписка.
- Smartlab. Хороший сервис для работы с российскими компаниями. Все максимально наглядно, есть пузырьковые диаграммы, здесь же можно скачать финансовую отчетность компаний.
- SimplyWallSt. Сервис выделяется визуальной составляющей, все показатели отображаются максимально наглядно. Если нет желания платить за полный функционал, можно регистрировать демо-аккаунты и получать полный доступ на 7 дней.
Есть и другие сервисы со схожим функционалом, но перечисленного набора хватит, чтобы закрыть потребности рядового инвестора на 100%.
Сильные и слабые стороны показателя Price to Ratio
К преимуществам коэффициента P/E стоит отнести:
- Простоту расчета и наглядность. Сразу понятно и как он рассчитывается, и что означает.
- Простоту анализа. Анализ сводится к сопоставлению двух чисел, с этим справится любой.
Есть и целый набор недостатков:
- Если год закрыт с убытком, то рассчитать Р/Е невозможно.
- Мультипликатор не учитывает цикличность работы бизнеса.
- Не учитываются нюансы налогообложения. Из-за этого Price to Ratio нельзя использовать для сравнений компаний, работающих в разных странах.
- Иногда искажает результат. Компания с высоким Р/Е может быть привлекательна для инвесторов, например, из-за высоких дивидендов, мультипликатор это не учитывает.
Price to Ratio нельзя применять бездумно. Простое сравнение 2 чисел без учета специфики бизнеса может сильно исказить результат.
Заключение
Основное правило при работе с коэффициентом PE – использование его в комплексе с другими мультипликаторами. Нужно учитывать ROE, ROA, P/S и другие коэффициенты, характеризующие эффективность работы компании. Только так можно получить адекватный результат, акцент на 1-2 мультипликаторах исказит результат анализа.
Price to Ratio – неплохой показатель, но он не дает представления обо всех аспектах работы бизнеса. То же касается и остальных мультипликаторов, именно поэтому после отбора компаний через скринер приходится анализировать их более глубоко.