Коэффициент P/S (отношение цены к выручке) – обзор мультипликатора

Коэффициент PS в инвестициях

 

Отношение стоимости компании к продажам (выручке) входит в число основных мультипликаторов, использующихся при отборе компаний для включения в инвестпортфель. Мультипликатор цена/выручка показывает сколько потенциальный инвестор платит за единицу выручки – это важная характеристика для любого бизнеса. Анализ коэффициента P/S позволяет выбрать недооцененные бумаги, в комплексе с другими мультипликаторами P/S становится мощным фильтром, игнорировать его не стоит.

Лучший иностранный брокер для граждан РФ и РБ

основано
2007
депозит
от $100
инвестиции
Акции, ПАММ, IPO, ДУ
кредитное плечо
до 1:20
bonus
до 2000$
demo
 
mobile
 
регулятор
CySEC, ESMA

9,9

 
 

 

Определение, физический смысл мультипликатора P/S

Price to Sales относит стоимость компании к продажам или выручке. Это ключевое отличие от схожего мультипликатора, в котором капитализация делится на прибыль компании. В случае с P/S в знаменатель дроби заносится именно выручка – сумма, которую компания получила за определенный временной промежуток. Чем этот показатель ниже, тем большим потенциалом роста обладает акция.

коэффициент ps

 

При использовании в расчетах такого показателя как чистая прибыль инвестор учитывает себестоимость, управленческие, операционные расходы. При сравнении компаний, работающих в одном секторе, но в разных странах это может искажать результат. С этой точки зрения акцент на выручке, а не на чистой прибыли оправдан.

Еще один сценарий, при котором финансовые показатели могут давать искаженную картину происходящего –активное поглощение конкурентов, расширение бизнеса. В годовых отчетах из-за этого компания может казаться убыточной даже при растущей выручке.

 

Мультипликатор P/S не имеет обилия подвидов, классификацию можно выполнить разве что по временному периоду, на котором рассчитывается показатель. Выделяют показания:

  • За квартал.
  • За финансовый год.
  • TTMtrailing twelve month (так называемые скользящие 12 месяцев). P/S считается за год, но временной промежуток в 1 год смещается с закрытием каждого месяца.

Пользоваться можно любым P/S, но при анализе нужно учитывать не только значение мультипликатора, но и динамику изменения выручки в комплексе с другими показателями.

Рекомендую прочитать также:
акции BDC
Акции BDC – обзор компаний по развитию бизнеса. Как инвестировать?
  Business Development Companies создавались главным образом для облегчения развития малого и среднего бизнеса. Практика показала, что акции BDC – […]

 

Методика расчета, рекомендуемые значения мультипликатора PS

Для расчета мультипликатора нужно разделить капитализацию на объем продаж за рассматриваемый период. Также P/S можно выразить через другие финансовые показатели

формула PS мультипликаторав этой зависимости:

  • MarketCapitalization – рыночная капитализация. Рассчитывается как произведение стоимости одной бумаги на общее количество выпущенных ценных бумаг.
  • Salesпродажи (выручка).
  • ROSReturn on Sales (рентабельность продаж), еще один мультипликатор, использующийся при сравнении компаний. Для расчета чистая прибыль относится к выручке.
  • Earningsчистая прибыль.

Рекомендую прочитать также:
Для чего нужны инвестиции
Для чего нужны инвестиции? Что они дают человеку?
  Чаще всего ответ на вопрос для чего нужны инвестиции звучит как «для того, чтобы деньги работали». Это верная, но […]

Ручные расчеты понадобятся разве что при работе с отчетностью небольших компаний, еще не попавших в базы данных информационно-аналитических сервисов. Для более-менее крупных компаний все основные мультипликаторы рассчитываются автоматически, ниже будут разобраны сервисы, в которых можно работать с этой информацией.

Рекомендованные значения P/S зависят от страны и сектора, в котором работает компания. Можно ориентироваться на следующие рекомендации:

  • До 1 – идеальный вариант для инвестирования. Потенциальный инвестор платит меньше доллара на каждый доллар продаж. Высока вероятность роста стоимости акций в будущем.
  • До 4 – все еще хороший вариант для инвестирования.
  • Выше 4 – потенциал инвестиций невысок. За единицу валюты, вырученную за продажу товара/реализацию услуг покупатель акций платит в 4+ раз выше.

 

Перечисленные границы ориентировочны и могут сильно отличаться в зависимости от конкретного бизнеса.

Что касается ручного расчета, то данные по капитализации находятся в открытом доступе. Что касается выручки, то ее можно узнать или из онлайн-сервисов, или из отчетности. Отчеты можно найти непосредственно на сайте компании или в информационно-аналитических сервисах.

отчет

 

Например, выручка Газпрома за 2019 г. составила 4,758711459 трлн руб. Общее количество акций – 23,673512900 млрд, по состоянию на конец 2019 г. стоимость одной бумаги составляла 256,80 руб.

При таких стартовых условиях мультипликатор будет равен P/S = 23673512900 x 256,80/4758711459000 = 1,277.

 

Это неплохой показатель, у ценных бумаг были перспективы роста. Правда, в 2020 г. из-за пандемии коронавируса нефтегазовые компании сильно пострадали, но это форс-мажор, фундаментальный анализ не в состоянии предсказать такой вариант развития событий.

Рекомендую прочитать также:
Экономический кризис что это такое
Экономический кризис – что это? Причины и последствия
  Под этим термином понимается ухудшение состояния экономики отдельной страны/региона/сектора производства. Экономический кризис – это негативное явление для большинства граждан, […]

 

 

Как использовать мультипликатор PS для анализа акций

Простейший сценарий использования – сравнивать компании по P/S и отдавать приоритет тем, у которых отношение цены к выручке меньше. Но чаще всего этот мультипликатор используют в комплексе с другими.

Например, P/S игнорирует долговую нагрузку и «запас прочности» в случае форс-мажора. Менее привлекательная с точки зрения P/S компания может оказаться лучшим вариантом для включения в портфель с точки зрения других показателей.

Простейший пример:

  • Американская Cleveland-Cliffs Inc. (металлургическая компания, также занимается добычей и обогащением руды) обладает P/S 1,17. Мультипликатор близок к идеальному.
  • У мексиканской Grupo Simec, S.A.B. de C.V. (та же сфера деятельности) P/S хуже почти вдвое и равен 2,15.

Если ограничиваться только Price to Ratio, то кажется, что идеальный выбор – Cleveland-Cliffs Inc. Но если добавить к этому анализу, например, оценку способности компании быстро погасить долги, то ситуация меняется:

  • У Grupo Simec, S.A.B. de C.V. показатель Quick Ratio равен 2,0, это означает, что стоимость высоколиквидных активов вдвое превышает краткосрочные долговые обязательства. Это показатель надежности.
  • Cleveland-Cliffs Inc. менее устойчива с точки зрения способности быстро разобраться с краткосрочными долгами. Quick Ratio равен 0,70.

Cleveland-Cliffs Inc

 

Если бы решение принималось только на основе этих мультипликаторов, то лучшим выбором стала бы Grupo Simec, S.A.B. de C.V. У нее незначительно хуже P/S, но компания более устойчива, если оценивать еще и краткосрочные займы.

При использовании мультипликатора Price to Ratio есть ряд подводных камней:

  • P/S может быть невысоким на фоне глобальных проблем бизнеса. Если есть риск банкротства, начались конфликты в высшем руководстве, то P/S снижается не за счет роста продаж, а за счет падения стоимости акций и как следствие – капитализации. Продажи в будущем также могут упасть, но акции падают в цене быстрее.
  • P/S не подходит для сравнения компаний, работающих в разных секторах.
  • P/S не является мерой прибыльности бизнеса, компания может иметь многомиллиардную выручку, но при этом быть убыточной. Например, для строительных компаний характерна сравнительно небольшая прибыль при высокой выручке, для IT сектора ситуация обратная, из условных $100 выручки чистая прибыль может составлять $30-$50.
  • P/S не учитывает долговую нагрузку.

 

При прочих равных предпочтительнее акции компании, у которых коэффициент цена выручка ниже.

 

 

Сервисы для отслеживания мультипликатора

Есть несколько онлайн-сервисов, через которые можно отслеживать не только P/S, но и другие мультипликаторы:

  • Smartlab. Подойдет для работы с российскими компаниями, здесь есть набор пузырьковых диаграмм в системе координат Долг/EBITDA и Чистая рентабельность/(Р/Е). В таблице показаны ключевые мультипликаторы для крупнейших представителей РФ, есть и P/S.
    smartlab сервис
  • Finviz. Здесь есть полноценный скринер, в нем можно отфильтровать компании по P/S и прочим фундаментальным и техническим показателям. Скринер работает с базой из 8000+ компаний, идеально подходит для быстрого отбора претендентов на включение в инвестпортфель.
    Finviz сервис
  • Gurufocus. Этот сервис подходит для полноценного анализа компании, также здесь есть набор готовых скринеров. Что касается P/S, то дается текущее значение мультипликатора, его изменение на истории (в том числе и в виде графиков), а также сравнение со средним значением. Часть функционала платная, но есть ограниченный по времени демо-доступ. Гуруфокус подойдет для рынка США, прочие компании также есть, но представлены далеко не все из них.
    Gurufocus сервис
  • ФинансМаркер. Здесь также есть неплохой скринер, сервис доступен на русском языке и может выступать аналогом перечисленных выше скринеров.
  • TradingView. Помимо живого графика здесь есть и скринер акций с огромным количеством параметров.

 

Любой из скринеров используется по стандартной схеме. Сначала нужно определиться с набором мультипликаторов и их численными значениями, потом производится непосредственно отбор компаний. Это самый легкий этап, после этого нужен детальный анализ каждой из отобранных акций.

Рекомендую прочитать также:
Активные инвестиции
Активные инвестиции — что это? Кому подходят? Плюсы и минусы
  Активные инвестиции – это отличный способ заработать на волатильности активов путем выбора отдельных ценных бумаг. В отличие от индексного […]

 

Сильные и слабые стороны Price to Sales

Ключевое преимущество коэффициента P/S заключается в том, что мультипликатор ни при каких условиях не может быть отрицательным. С каким бы результатом ни работала компания, но показатель P/S можно рассчитать всегда. В случае, например, с Р/Е могут быть ситуации, когда компания закрыла год с убытком и расчет не имеет смысла.

Также к достоинствам коэффициента относится устойчивость к попыткам манипуляции со стороны высшего руководства компаний. P/S устойчив к субъективным факторам.

К недостаткам отнесем то, что коэффициент может давать искаженный результат для компаний, находящихся, например, в стадии банкротства. P/S не универсальный мультипликатор, он не берет в расчет ни долговую нагрузку, ни чистую прибыль – это нужно учитывать при анализе.

 

 

Заключение

Коэффициент Price to Sales входит входит в десятку основных мультипликаторов, использующихся для отбора акций будущего портфеля. Физический смысл показателя сводится к оценке цены, которую инвестор фактически заплатит за единицу выручки компании. Оценка предельно проста – достаточно выбирать акции с наименьшим значением P/S, чем меньше инвестор заплатит за выручку, тем лучше с точки зрения отдачи от инвестиций в будущем.

P/S в обязательно порядке должен учитываться при инвестировании, только не забывайте, что анализ должен быть комплексным. То есть при отборе акций для портфеля нужно одновременно сравнивать компании по 7-10 показателям. Если будете придерживаться этого правила, то гарантированно составите жизнеспособный инвестпортфель.

 

 

Автор: Вадим Бон

Инвестор, предприниматель, трейдер, автор и создатель финансового блога internetboss.ru

"Занимайтесь любимым делом - только так можно стать богатым".

Подпишись на телеграм канал блога! - @internetboss_invest

Бесплатные торговые идеи, новые статьи сайта, важные новости из мира финансов и многое другое

Читайте также