Отношение стоимости компании к продажам (выручке) входит в число основных мультипликаторов, использующихся при отборе компаний для включения в инвестпортфель. Коэффициент P/S показывает сколько потенциальный инвестор платит за единицу выручки – это важная характеристика для любого бизнеса. Анализ коэффициента P/S позволяет выбрать недооцененные бумаги, в комплексе с другими мультипликаторами P/S становится мощным фильтром, игнорировать его не стоит.
Определение, физический смысл мультипликатора P/S
Price to Sales относит стоимость компании к продажам или выручке. Это ключевое отличие от схожего мультипликатора, в котором капитализация делится на прибыль компании. В случае с P/S в знаменатель дроби заносится именно выручка – сумма, которую компания получила за определенный временной промежуток. Чем этот показатель ниже, тем большим потенциалом роста обладает акция.
При использовании в расчетах такого показателя как чистая прибыль инвестор учитывает себестоимость, управленческие, операционные расходы. При сравнении компаний, работающих в одном секторе, но в разных странах это может искажать результат. С этой точки зрения акцент на выручке, а не на чистой прибыли оправдан.
Еще один сценарий, при котором финансовые показатели могут давать искаженную картину происходящего –активное поглощение конкурентов, расширение бизнеса. В годовых отчетах из-за этого компания может казаться убыточной даже при растущей выручке.
Мультипликатор P/S не имеет обилия подвидов, классификацию можно выполнить разве что по временному периоду, на котором рассчитывается показатель. Выделяют показания:
- За квартал.
- За финансовый год.
- TTM – trailing twelve month (так называемые скользящие 12 месяцев). P/S считается за год, но временной промежуток в 1 год смещается с закрытием каждого месяца.
Пользоваться можно любым P/S, но при анализе нужно учитывать не только значение мультипликатора, но и динамику изменения выручки в комплексе с другими показателями.
Методика расчета, рекомендуемые значения мультипликатора PS
Для расчета мультипликатора нужно разделить капитализацию на объем продаж за рассматриваемый период. Также P/S можно выразить через другие финансовые показатели
- MarketCapitalization – рыночная капитализация. Рассчитывается как произведение стоимости одной бумаги на общее количество выпущенных ценных бумаг.
- Sales – продажи (выручка).
- ROS – Return on Sales (рентабельность продаж), еще один мультипликатор, использующийся при сравнении компаний. Для расчета чистая прибыль относится к выручке.
- Earnings – чистая прибыль.
Ручные расчеты понадобятся разве что при работе с отчетностью небольших компаний, еще не попавших в базы данных информационно-аналитических сервисов. Для более-менее крупных компаний все основные мультипликаторы рассчитываются автоматически, ниже будут разобраны сервисы, в которых можно работать с этой информацией.
Рекомендованные значения P/S зависят от страны и сектора, в котором работает компания. Можно ориентироваться на следующие рекомендации:
- До 1 – идеальный вариант для инвестирования. Потенциальный инвестор платит меньше доллара на каждый доллар продаж. Высока вероятность роста стоимости акций в будущем.
- До 4 – все еще хороший вариант для инвестирования.
- Выше 4 – потенциал инвестиций невысок. За единицу валюты, вырученную за продажу товара/реализацию услуг покупатель акций платит в 4+ раз выше.
Перечисленные границы ориентировочны и могут сильно отличаться в зависимости от конкретного бизнеса.
Что касается ручного расчета, то данные по капитализации находятся в открытом доступе. Что касается выручки, то ее можно узнать или из онлайн-сервисов, или из отчетности. Отчеты можно найти непосредственно на сайте компании или в информационно-аналитических сервисах.
Например, выручка Газпрома за 2019 г. составила 4,758711459 трлн руб. Общее количество акций – 23,673512900 млрд, по состоянию на конец 2019 г. стоимость одной бумаги составляла 256,80 руб.
При таких стартовых условиях мультипликатор будет равен P/S = 23673512900 x 256,80/4758711459000 = 1,277.
Это неплохой показатель, у ценных бумаг были перспективы роста. Правда, в 2020 г. из-за пандемии коронавируса нефтегазовые компании сильно пострадали, но это форс-мажор, фундаментальный анализ не в состоянии предсказать такой вариант развития событий.
Как использовать коэффициент P/S для анализа акций
Простейший сценарий использования – сравнивать компании по P/S и отдавать приоритет тем, у которых отношение цены к выручке меньше. Но чаще всего этот мультипликатор используют в комплексе с другими.
Например, P/S игнорирует долговую нагрузку и «запас прочности» в случае форс-мажора. Менее привлекательная с точки зрения P/S компания может оказаться лучшим вариантом для включения в портфель с точки зрения других показателей.
Простейший пример:
- Американская Cleveland-Cliffs Inc. (металлургическая компания, также занимается добычей и обогащением руды) обладает P/S 1,17. Мультипликатор близок к идеальному.
- У мексиканской Grupo Simec, S.A.B. de C.V. (та же сфера деятельности) коэффициент P/S хуже почти вдвое и равен 2,15.
Если ограничиваться только Price to Ratio, то кажется, что идеальный выбор – Cleveland-Cliffs Inc. Но если добавить к этому анализу, например, оценку способности компании быстро погасить долги, то ситуация меняется:
- У Grupo Simec, S.A.B. de C.V. показатель Quick Ratio равен 2,0, это означает, что стоимость высоколиквидных активов вдвое превышает краткосрочные долговые обязательства. Это показатель надежности.
- Cleveland-Cliffs Inc. менее устойчива с точки зрения способности быстро разобраться с краткосрочными долгами. Quick Ratio равен 0,70.
Если бы решение принималось только на основе этих мультипликаторов, то лучшим выбором стала бы Grupo Simec, S.A.B. de C.V. У нее незначительно хуже P/S, но компания более устойчива, если оценивать еще и краткосрочные займы.
При использовании мультипликатора Price to Ratio есть ряд подводных камней:
- P/S может быть невысоким на фоне глобальных проблем бизнеса. Если есть риск банкротства, начались конфликты в высшем руководстве, то P/S снижается не за счет роста продаж, а за счет падения стоимости акций и как следствие – капитализации. Продажи в будущем также могут упасть, но акции падают в цене быстрее.
- P/S не подходит для сравнения компаний, работающих в разных секторах.
- P/S не является мерой прибыльности бизнеса, компания может иметь многомиллиардную выручку, но при этом быть убыточной. Например, для строительных компаний характерна сравнительно небольшая прибыль при высокой выручке, для IT сектора ситуация обратная, из условных $100 выручки чистая прибыль может составлять $30-$50.
- P/S не учитывает долговую нагрузку.
Вам будет интересно почитать
При прочих равных предпочтительнее акции компании, у которых коэффициент цена выручка ниже.
Сервисы для отслеживания мультипликатора
Есть несколько онлайн-сервисов, через которые можно отслеживать не только коэффициент P/S, но и другие мультипликаторы:
- Smartlab. Подойдет для работы с российскими компаниями, здесь есть набор пузырьковых диаграмм в системе координат Долг/EBITDA и Чистая рентабельность/(Р/Е). В таблице показаны ключевые мультипликаторы для крупнейших представителей РФ, есть и P/S.
- Finviz. Здесь есть полноценный скринер, в нем можно отфильтровать компании по P/S и прочим фундаментальным и техническим показателям. Скринер работает с базой из 8000+ компаний, идеально подходит для быстрого отбора претендентов на включение в инвестпортфель.
- Gurufocus. Этот сервис подходит для полноценного анализа компании, также здесь есть набор готовых скринеров. Что касается P/S, то дается текущее значение мультипликатора, его изменение на истории (в том числе и в виде графиков), а также сравнение со средним значением. Часть функционала платная, но есть ограниченный по времени демо-доступ. Гуруфокус подойдет для рынка США, прочие компании также есть, но представлены далеко не все из них.
- ФинансМаркер. Здесь также есть неплохой скринер, сервис доступен на русском языке и может выступать аналогом перечисленных выше скринеров.
- TradingView. Помимо живого графика здесь есть и скринер акций с огромным количеством параметров.
Любой из скринеров используется по стандартной схеме. Сначала нужно определиться с набором мультипликаторов и их численными значениями, потом производится непосредственно отбор компаний. Это самый легкий этап, после этого нужен детальный анализ каждой из отобранных акций.
Сильные и слабые стороны Price to Sales
Ключевое преимущество коэффициента P/S заключается в том, что мультипликатор ни при каких условиях не может быть отрицательным. С каким бы результатом ни работала компания, но коэффициент P/S можно рассчитать всегда. В случае, например, с Р/Е могут быть ситуации, когда компания закрыла год с убытком и расчет не имеет смысла.
Также к достоинствам коэффициента относится устойчивость к попыткам манипуляции со стороны высшего руководства компаний. P/S устойчив к субъективным факторам.
К недостаткам отнесем то, что коэффициент может давать искаженный результат для компаний, находящихся, например, в стадии банкротства. P/S не универсальный мультипликатор, он не берет в расчет ни долговую нагрузку, ни чистую прибыль – это нужно учитывать при анализе.
Заключение
Коэффициент P/S входит входит в десятку основных мультипликаторов, использующихся для отбора акций будущего портфеля. Физический смысл показателя сводится к оценке цены, которую инвестор фактически заплатит за единицу выручки компании. Оценка предельно проста – достаточно выбирать акции с наименьшим значением P/S, чем меньше инвестор заплатит за выручку, тем лучше с точки зрения отдачи от инвестиций в будущем.
P/S в обязательно порядке должен учитываться при инвестировании, только не забывайте, что анализ должен быть комплексным. То есть при отборе акций для портфеля нужно одновременно сравнивать компании по 7-10 показателям. Если будете придерживаться этого правила, то гарантированно составите жизнеспособный инвестпортфель.