Net Margin (отношение чистой прибыли к выручке) – обзор и применение в анализе компаний

мультипликатор net margin

 

Мультипликатор Net Margin или Net Profit Margin – важнейшая характеристика прибыльности работы компании. Этот показатель дает понимание того какая часть выручки является чистой прибылью компании. Сам по себе объем продаж не говорит о прибыльности бизнеса, компания может генерировать многомиллионные продажи, но при этом стабильно работать в минус из-за больших расходов. Отношение чистой прибыли к выручке с этой точки зрения – более адекватный показатель для сравнения разного бизнеса.

Лучший иностранный брокер для граждан РФ и РБ

основано
2007
депозит
от $100
инвестиции
Акции, ПАММ, IPO, ДУ
кредитное плечо
до 1:20
bonus
до 2000$
demo
 
mobile
 
регулятор
CySEC, ESMA

9,9

 
 

 

Физический смысл мультипликатора, порядок расчета

Net Margin называют чистой маржей, маржей чистой прибыли или рентабельностью чистой прибыли, все определения можно использовать как синонимы. Показатель рассчитывается в процентах и отображает какая доля от выручки является чистой прибылью компании. Значение Net Profit Margin, например, 7% говорит о том, что лишь 7% от продаж превращаются в чистую прибыль. Для наглядности это можно перевести в валюту, Net Margin на уровне 7% означает, что из каждого доллара выручки 7 центов остается у компании.

Мультипликатор можно оценивать как показатель того покрываются ли операционные и накладные расходы. При сравнении компаний лучшими считаются те, у кого этот мультипликатор выше. Это означает, что они зарабатывают больше на единицу выручки.

Что касается расчета, то формула выглядит так

формула Net Margin

в этой зависимости использованы следующие обозначения:

  • Net Profitчистая прибыль.
  • Revenueвыручка.
  • COGS – себестоимость продукции, то есть затраты на производство товара или оказание услуги (COGScost of good sold).
  • Eоперационные расходы.
  • Tналоги.
  • I – платежи компании, например, по обслуживанию займов.

 

По этой методике рассчитывается Net Margin для всех без исключения компаний независимо от сектора их работы.

Помимо Net Margin в анализе компаний используется 2 схожих показателя:

  • Gross Profit Margin. Принцип расчета очень похож, но при расчете числителя дроби учитывается только COGS и операционные расходы, прочие статьи затрат не включены.
  • Operating Profit Margin. При расчете числителя дроби учитывается только себестоимость товара (COGS).

 

При анализе оба мультипликатора используются значительно реже по сравнению с рентабельностью чистой прибыли.

Рекомендую прочитать также:
Экономический кризис что это такое
Экономический кризис – что это? Причины и последствия
  Под этим термином понимается ухудшение состояния экономики отдельной страны/региона/сектора производства. Экономический кризис – это негативное явление для большинства граждан, […]

 

Какие значения может принимать Net Margin

Идеального показателя мультипликатора не существует. Он используется для сравнения эффективности работы бизнеса, поэтому важно не конкретное значение, а какая из компаний обладает большей Net Profit Margin.

Если чистая прибыль не покрывает расходы, то числитель может быть отрицательным. Это плохой признак, но многое зависит от того из-за чего сложился такой дисбаланс. Возможно, это произошло из-за разовых затрат или форс-мажора и в ближайшем будущем отношение чистой прибыли к выручке нормализуется.

Многое зависит и от конкретной отрасли. Например, такие направления как ювелирный бизнес дают высокую рентабельность и у них Net Margin будет выше по сравнению с компаниями с высокими операционными затратами. На рентабельность чистой прибыли может повлиять и высокая конкуренция, из-за этого компании будут снижать стоимость товара, снижая и значение мультипликатора.

исследование Нью-Йоркского NYU Stern School of Busines.

 

 

Примерное представление о реальных значениях мультипликатора дает исследование Нью-Йоркского NYU Stern School of Business. Это исследование проводилось в 2020 г.

Из таблицы выше видно, что мультипликатор редко превышал 20-30%. Есть и отрицательные значения, они объясняются кризисом, спровоцированным коронавирусной пандемией. Наибольшие отрицательные Net Margin в момент составления отчета наблюдались у авиасектора, угледобывающей промышленности.

 

 

Пример расчета и оценки мультипликатора

Net Margin можно рассчитать для любой компании, публикующей отчетность. Для этого в отчете найдите:

  • Total net sales – в нашем примере для Apple продажи оказались равны $64,04 млрд.
  • Net income – $13,868 млрд, чистая прибыль также публикуется в отчетности.

 

Теперь можно рассчитать значение мультипликатора

Net Margin = 100 x $13,868/$64,04 = 21,65%.

Показатель явно неплох, с каждого доллара выручки на чистую прибыль приходится 21,65 центов.

Net Margin для Apple

 

Но само по себе это число оторвано от реальности. Если в среднем по сектору, в котором работает Apple, мультипликатор равен 7-10%, то значение в 21,65% – отличный показатель. Но если для сектора норма – диапазон 20…30%, то Net Margin 21,65% – показатель ниже среднего. То есть нужно сопоставлять результат с мультипликаторами ближайших конкурентов и средним значением по индустрии.

Вручную выполнять анализ такого рода неудобно. Если для ближайших конкурентов вы можете рассчитать рентабельность чистой прибыли самостоятельно, то среднее значение для индустрии вычислить не получится.

Рекомендую прочитать также:
Акции Realty Income (NYSE: O) — REIT со званием «король дивидендов». Обзор компании
  Realty Income Corporation – это REIT, то есть биржевой фонд, работающий с недвижимостью. Особенность фондов этого типа заключается в […]

Для такого сравнения рекомендуем использовать сервис Gurufocus, в нем уже вычислены необходимые данные. Для нашего примера:

  • По Net Margin Apple обходит большую часть компаний в своем секторе. Ее Net Margin входит в 4% лучших компаний в индустрии.

сервис Gurufocus

 

  • Есть компании с лучшим значением Net Margin, но их капитализация существенно ниже и бизнес менее надежен.

компании с лучшим значением Net Margin

С помощью Gurufocus такой анализ можно выполнить буквально за пару секунд.

 

Также полезен анализ динамики изменения мультипликатора. С этой точки зрения у Apple все отлично, на дистанции растет выручка, а Net Profit Margin стабильно выше 20%. То есть текущий показатель – не аномальный всплеск за счет удачного совпадения внешних факторов, а норма.

анализ динамики изменения мультипликатора

 

 

Как узнать Net Profit Margin

Ручной расчет несложен, но, если речь идет о 20-30 компаниях, то он становится некомфортным. Гораздо проще использовать готовые числа, этот и другие мультипликаторы рассчитываются в нескольких информационно-аналитических сервисах:

  • Gurufocus. Сервис хорош тем, что в нем есть информация по всем крупным западным компаниям. Рассчитываются все мультипликаторы, есть сравнение со среднеотраслевым показателем и показателями конкурентов.
  • Finviz. Для наших целей пригодится местный скринер. Есть несколько десятков критериев, по которым можно фильтровать тысячи акций. По каждой из компаний в базе доступна информация по ключевым мультипликаторам, в том числе и по рентабельности чистой прибыли. Сравнения со среднеотраслевым показателем нет.

Finviz

 

  • Morningstar. В разделе «Operating Performance» есть не только значение мультипликатора, но и показано его изменение на истории. Есть и другие показатели, удобно анализировать их изменение в предыдущие 5-10 лет.

Morningstar

 

  • Macrotrends. Ресурс хорош в первую очередь тем, что графически отображается изменение мультипликатора. Удобно то, что в одном окне помимо Net Margin отображается динамика изменения чистой прибыли и выручки.
  • Smartlab. Здесь не приводится значение мультипликатора, но в табличной форме показаны выручка и чистая прибыль крупнейших российских компаний. Это упрощает расчет, если работаете с российскими бумагами, то этот ресурс обязательно добавьте в закладки.

 

Этих ресурсов достаточно для любого анализа. Связка из Смартлаба и того же Gurufocus закроет 100% потребностей рядового инвестора.

 

 

Заключение

Отношение чистой прибыли к выручке – популярный показатель, позволяющий быстро оценить заработок компании. Приводятся не абсолютные числа, а относительные, масштаб бизнеса не искажает восприятие мультипликатора. К достоинствам отнесем и наглядность, физический смысл этого показателя понятен всем.

Из недостатков можно выделить разве что возможность компании манипулировать отчетностью, искажая значение Net Profit Margin и отсутствие некой единой шкалы оценки. Но эти особенности не влияют на эффективность показателя, поэтому он и стал популярным.

 

 

Автор: Вадим Бон

Инвестор, предприниматель, трейдер, автор и создатель финансового блога internetboss.ru

"Занимайтесь любимым делом - только так можно стать богатым".

Подпишись на телеграм канал блога! - @internetboss_invest

Бесплатные торговые идеи, новые статьи сайта, важные новости из мира финансов и многое другое

Читайте также