Joby Aviation — акции разработчика аэротакси. Обзор компании. Стоит ли инвестировать?

Joby Aviation акции

 

Joby Aviation – сравнительно молодая аэрокосмическая компания (разработка и производство аэротакси), основана в 2009 г. Несмотря на молодость компания уже успела отметиться сотрудничеством с NASA, а акции Joby Aviation торгуются на крупнейшей бирже США. В будущем эти бумаги могут вырасти в цене в разы, так что это неплохой кандидат на включение в состав инвестиционного портфеля.

  1. Характеристика акций Joby Aviation, данные по основным акционерам
  2. Как проходило IPO
  3. Краткая история Joby Aviation
  4. Основные направления работы и ключевые конкуренты
  5. Как работать с акциями Joby Aviation
  6. Факторы, влияющие на стоимость акций JOBY
  7. Перспективы и риски инвестирования в Joby Aviation
  8. Заключение

 

Краткая характеристика компании

  • ✅Год основания: 11 августа 2009 г.
  • ✅Основатель: Джобен Бевирт.
  • ✅Капитализация: около $3 млрд.
  • ✅Направление работы: аэротакси, городской экологически чистый воздушный транспорт.
  • ✅Количество акций: 605,8 млн.
  • ✅Тикер: JOBY.
  • ✅Биржа: бумаги торгуются только на американской NYSE.
  • ✅Ключевые акционеры: Toyota Motor Corporation, JoeBen Bevirt, Paul Sciarra, Intel Corp. (Investment Management), Capricorn Investment Group LLC, Joby Holdings.
  • ✅Дата IPO: 11 августа 2021 г. IPO проходило путем слияния со SPAC компанией.
  • ✅Дивиденды: не выплачиваются.

 

Онлайн график акций Joby Aviation (тикер JOBY)

 

Характеристика акций Joby Aviation, данные по основным акционерам

Компания выпустила 605,8 млн обычных голосующих акций. Привилегированных бумаг с повышенным «весом» на собрании акционеров нет. По состоянию на апрель 2022 г. капитализация компании приближается к $3 млрд.

Из-за молодости Joby Aviation пока что прошла листинг только на американской NYSE. Депозитарные расписки на ее акции на иностранных площадках недоступны. На момент подготовки обзора дневной оборот превышал 2,5 млн ценных бумаг.

В структуре акционеров выделяются:

  • Toyota Motor Corporation – 13,1%.
  • JoeBen Bevirt – 10,7%. Бевирт – основатель компании.
  • Paul Sciarra – 9,97%. Ранее Скиарра основал Pinterest, а в Joby Aviation занимает пост исполнительного директора.
  • Intel Corp. (Investment Management) – 7,62%.
  • Capricorn Investment Group LLC – 6,78%.
  • Joby Holdings – 5,67%.

joby

 

На первую шестерку в составе акционеров приходится более 50% акций. При этом основатель компании и исполнительный директор владеют долей, превышающей 20%. В будущем эти числа могут меняться, если один из акционеров решит нарастить свою долю или избавиться от нее.

Пока что бумаги с тикером JOBY включены только в один американский индекс – NYSE Composite. В будущем есть вероятность вхождения в другие американские и глобальные индексы.

Дивиденды пока что не выплачиваются, сплиты не проводились. В текущем десятилетии дивиденды скорее всего выплачиваться не будут.

 

Как проходило IPO

Выход на биржу был организован через слияние со SPAC компанией Reinvent Technology Partners. Акции аэротакси Joby Aviation стали торговаться на бирже после 11 августа 2021 г. Использование SPAC позволило упростить процедуру и сэкономить на листинге.

Изначально инвесторам давались весьма оптимистичные прогнозы. В компании говорили о том, что после IPO капитализация может превысить $6 млрд, после IPO ожидалось привлечение примерно $1,6 млрд. В итоге удалось привлечь лишь $1,1 млрд. – на $500 млн меньше ожиданий.

Сразу после старта торгов стоимость акций превышала $14, но закрепиться на этих рубежах не удалось. Затем последовало снижение и в моменте котировки падали ниже $4. Руководство говорит о возможной прибыли в $2 млрд к 2026 году и до $20 млрд – к 2030 г., на инвесторов это пока что не действует. Все ждут начала коммерческой эксплуатации аэротакси и реальных показателей, а не теоретических.

Для защиты от возможного сброса бумаг крупными акционерами введена заморозка акций, принадлежащих основателям Reinvent Technology Partners. Весь объем бумаг будет передан им только после того как стоимость акции превысит $50. Если это произойдет, то капитализация Joby Aviation превысит $30 млрд.

Рекомендую прочитать также:
инвестиции в муниципальные облигации
Инвестиции в муниципальные облигации — преимущества и риски
  Бонды этого типа эмитируются муниципалитетами, что дает надежность, сопоставимую с ОФЗ. Инвестиции в муниципальные облигации выбирают те, кто ищет […]

 

Краткая история Joby Aviation

  • История компании началась в 2009 г. Тогда всего 7 инженеров работали в «Амбаре» (так они называли свою мастерскую на ранчо Джобена Бевирта в Санта Круз), создавая концепцию аэротакси. Изучались вопросы, связанные с электродвигателями достаточной мощности, батареями, способными обеспечить достаточную автономность, конструктивные особенности. Официальная дата создания Joby Aviation – 11 августа 2009 г.

история Joby Aviation

 

  • Уже в 2010 г. Joby презентует свой первый проект – Monarch. Это был одноместный электрический самолет вертикального взлета и посадки. Заявленная крейсерская скорость – больше 100 км/час, дальность полета – свыше 100 км.
  • Через 2 года после презентации Монарха началось сотрудничество Joby Aviation и NASA. Совместно разрабатывались такие проекты электрических летательных аппаратов как LEAPTech и X57.
  • В 2013 г. после успешных испытаний крыла с 18 электромоторами NASA одобряет производство полностью электрического самолета X57 Maxwell. Компания Бевирта занималась разработкой и производством двигателей, электроники.
  • В середине десятых годов компания экспериментировала с разными конфигурациями крыла с наклонными двигателями. К 2017 г. начали создаваться полностью беспилотные прототипы, а уже через два года началось их мелкосерийное производство. Также в 2019 г. началось плотное сотрудничество с Toyota, инженеры автомобильного гиганта активно работают совместно с Joby Aviation. В декабре 2020 г. в рамках программы Agility Prime Joby первой получает необходимые летные разрешения от U.S Air Force.
  • До 2018 г. финансирование велось за счет средств основателя. На момент создания Joby Бевирт запустил успешные Velocity11 и GorillaPod, деньги, вырученные за счет их продажи, и стали источником финансов для создания аэротакси. Уже в начале февраля 2018 г. привлечено $100 млн от таких инвесторов как Intel, Jet Blue Technology Ventures, Toyota AI Ventures. А в середине января 2020 г. удалось привлечь еще $590 млн.
  • В конце 2020 г. компания проводит первое поглощение, приобретая у Uber подразделение аэротакси Elevate. Также Uber участвует в финансировании проекта Бевирта и вкладывает в него $75 млн.
  • В августе 2021 г. за счет слияния со SPAC компанией Joby становится публичной. Компания позиционирует себя как лидера сегмента аэротакси, заявляя, что ее воздушные судна могут стать самыми быстрыми в своем секторе. Ожидается реальная скорость порядка 330 км/час.
Рекомендую прочитать также:
акции ии для пк
ТОП-12 лучших акций в сегменте AI для ПК
  Искусственный интеллект (AI) продолжает изменять технологический ландшафт, и персональные компьютеры не стали исключением. Интеграция AI в персональные компьютеры приводит […]

 

Основные направления работы и ключевые конкуренты

Сектор аэротакси находится в зародышевом состоянии, но это не значит, что здесь нет конкуренции. Ключевые соперники Joby Aviation:

  • Volocopter. Немецкий проект, создаются электрические пилотируемые вертолеты, предлагают практически то же, что и Бевирт.
  • Lilium Air Mobility. Еще один немецкий конкурент, также метит в сектор аэротакси. Ожидаемая скорость летательных аппаратов – 300 км/час, что близко к заявленным показателям Joby.
  • CityAirbus NextGen. Проект от всемирно известного Airbus, в его пользу говорит сила бренда и наработки Airbus в сфере разработки воздушных суден.
  • SkyDrive Inc. Японская компания, специализируется на разработке грузовых дронов и городского экологически чистого аэротранспорта.
  • AeroMobil. Словацкий проект, работает скорее в смежном с Joby сегменте. Если Бевирт предлагает аэротакси, то AeroMobil – летающий автомобиль, способный передвигаться и по земле, и по воздуху. В теории должен начать эксплуатироваться в первой половине 20-х годов.
  • EHang Holdings Limited. Китайский конкурент, разрабатывает беспилотные аэротакси, также в их портфеле – беспилотная техника для тушения пожаров, дроны для грузоперевозок.
  • Tetra. Японский проект, формально конкурент Joby, но сильно уступает по характеристикам – скорость около 100 миль/час и примерно такая же дальность полета. Подходит только для городских условий.
  • Urban Aeronautics – работает в несколько ином направлении, создавая полноценный городской самолет. Также в планах переход на водородное топливо.

летательный аппарат joby aviation

 

Конкурентов много, но далеко не все из них являются прямыми соперниками проекта Бевирта. К тому же по эксплуатационным характеристикам и стадии развития Joby если не лидер, то точно входит в число ТОПов индустрии аэротакси.

Что касается работы Joby, то пока что компания не получает доход. Завершаются этапы испытаний, о прибыли можно будет говорить только после начала коммерческой эксплуатации. Если не будет форс-мажоров, то это произойдет в ближайшие 1-3 года.

 

 

Как работать с акциями Joby Aviation

На текущей стадии развития единственный способ купить акции Joby Aviationзаключить сделку на NYSE. Для этого:

  • Нужен иностранный брокер с выходом на NYSE.

    Лучший иностранный брокер для граждан РФ и РБ

    основано
    2007
    депозит
    от $100
    инвестиции
    Акции, ПАММ, IPO, ДУ
    кредитное плечо
    до 1:20
    bonus
    до 2000$
    demo
     
    mobile
     
    регулятор
    CySEC, ESMA

    9,9

     
     
  • У брокера открывается счет, на него переводятся деньги.
  • Через торговый терминал покупаются акции с тикером JOBY.

 

У компании нет DSPP (Direct Stock Purchase Plan), о планах запустить нечто подобное не сообщается.

 

 

Факторы, влияющие на стоимость акций JOBY

На котировки этих бумаг влияют:

  • Квартальные отчеты. Финансовый год заканчивается одновременно с календарным.
  • Полученные/отозванные разрешения от Федерального управления гражданской авиации США и других инстанций.
  • Дата начала коммерческой эксплуатации.
  • Успехи конкурентов.
  • Результаты испытаний. Если аэротакси не будут соответствовать заявленным характеристикам или не будут отличаться стабильностью, то говорить о росте акций не приходится. В прошлом уже были ситуации, когда при испытаниях летательные аппараты терпели крушение.
  • Состояние рынка в целом. К сегменту аэротакси до сих пор настороженное отношение, скептики считают его баловством, требующим слишком больших вливаний. При очередном мировом кризисе инвестиции в такие направлении «режутся».
  • Поведение акционеров. Всего 2 человека владеют 20+% акций, в теории они и другие держатели бумаг могут обрушить котировки JOBY.
  • Стоимость редкоземельных металлов. Практически все компании, работающие в этом секторе, используют электродвигатели, а для них нужны аккумуляторные батареи. Повышение стоимости аккумуляторов плохо повлияет на окупаемость аэротакси.
Рекомендую прочитать также:
иностранные инвестиции это
Иностранные инвестиции — что это? Влияние на экономику
  Ни одна крупная страна не существует в отрыве от остального мира. Это касается и инвестиционной составляющей, иностранные инвестиции – […]

В случае с Joby на первый план выходят сроки начала коммерческой эксплуатации. Практически все для этого уже готово.

 

 

Перспективы и риски инвестирования в Joby Aviation

Акции аэротакси Joby Aviation – актив с повышенным риском, но и потенциал роста куда выше, чем у брендов с мировым именем. Возможно, в будущем проект Бевирта станет чем-то вроде Apple от мира аэротакси.

Сдержанный оптимизм вызывает и то, что владельцы SPAC компании, с которой происходило слияние, согласились на заморозку части акций до достижения отметки в $50. Это означает, что такая цена как минимум возможна в ближайшее десятилетие. Если инвестировать в эти бумаги по цене ниже $10, то за следующие 5-10 лет можно выйти на рост вложений в 5-10 раз. Это реалистичный, но все же несколько оптимистичный сценарий.

В случае с компаниями такого типа стандартный подход (анализ по мультипликаторам) просто не работает. Нет достаточной базы для анализа. Ниже – пара примеров почему мультипликаторы в случае с проектом Бевирта бесполезны:

  • Future RoE – не рассчитывается так как ожидается, что в ближайшие 3 года компания не будет прибыльной.
    Future RoE
  • RoA и RoCE также бесполезны. Если опираться на них, то компания – аутсайдер и явно не подходит для инвестирования.
    RoA и RoCE также бесполезны
  • Долговая нагрузка сильно растет.
    Долговая нагрузка сильно растет

 

Мультипликаторы бесполезны из-за того, что компания стала публичной лишь в августе 2021 г. и нет продолжительной истории для оценки ее работы. Долговая нагрузка и работы в минус не должны удивлять, сейчас закладывается фундамент для дальнейшей работы. В такие периоды все компании убыточны и выглядят непривлекательно с точки зрения мультипликаторов.

Все эти недостатки окупаются потенциальной прибылью в сотни/тысячи процентов.

 

 

Заключение

Joby Aviation пока что находится в статусе крайне перспективной компании, но без гарантий дальнейшего роста. Ее будущее зависит в большей степени от популярности сектора городского аэротранспорта, со своей стороны руководство и инженеры сделали максимум возможного. Для успеха нужно лишь завершить летные испытания и начать коммерческую эксплуатацию, это может произойти до 2025 г.

Индустрию аэротакси может подкосить очередной мировой кризис. Если это произойдет, то будущее Joby окажется под вопросом – учитывайте это при включении акций в свой портфель.

 

Автор: Вадим Бон

Инвестор, предприниматель, трейдер, автор и создатель финансового блога internetboss.ru

"Занимайтесь любимым делом - только так можно стать богатым".

Подпишись на телеграм канал блога! - @internetboss_invest

Бесплатные торговые идеи, новые статьи сайта, важные новости из мира финансов и многое другое

Читайте также