Корпоративные облигации – это популярный инструмент, который применяется инвесторами для получения максимальной прибыли при сохранении довольно низкого уровня риска. Главное – выбрать подходящую компанию с низкой долговой нагрузкой и положительной историей выплат по своим обязательствам.
Что такое корпоративные облигации?
Компании имеют возможность привлекать средства несколькими способами:
- эмиссия дополнительного количества акций и увеличение уставного капитала;
- получение банковского кредита;
- выпуск долговых бумаг – векселей и облигаций.
Облигации, выпущенные частными компаниями, и называются корпоративными. Если заимствование производит государство, то такие облигации будут государственными, если отдельные субъекты – муниципальными.
Российские компании размещают свои облигации, как правило, на Московской бирже. Перед размещением компания выпускает так называемый проспект, в котором указываются основные характеристики будущего выпуска:
- номинал – обычно это 1000 рублей для рублевых облигаций и 1000 долларов для евробондов;
- периодичность выплаты купона – раз в год, 2 раза в год, каждый квартал (отдельные эмитенты платят купон каждый месяц – в основном это МФК и лизинговые компании);
- процентная ставка – чем она выше, тем выше доходность облигации и, соответственно, интерес инвесторов к выпуску;
- наличие / отсутствие оферты – т.е. даты, в которую эмитент имеет право (или обязательство) выкупить облигацию по номиналу с одновременным изменением ставки;
- наличие / отсутствие амортизации – при амортизации компания постепенно выплачивает номинал облигации, возвращая часть долга и одновременно снижая размер выплат (при сохранении той же процентной ставки);
- прочие условия – например, конвертируются облигации в акции, является ли выпуск субординированным и т.д.
После корпоративная облигация предлагается к покупке банкам и инвестиционным фондам – как правило, с дисконтом, чтобы вызвать у покупателей интерес к бумаге. Как правило, крупные инвесторы скупают значительную часть выпуска. Затем облигации поступают в свободное обращение на вторичном рынке (на фондовой секции Мосбиржи).
Частные инвесторы, покупая корпоративную облигацию, дают деньги в долг компании и получают от нее проценты в виде купонных выплат.
Когда срок обращения облигации выходит, компания погашает ее по номиналу.
Выпуск облигаций для публичных компаний – это наиболее быстрый и удобный способ привлечения дополнительных средств. О компании уже знают – это повышает уровень доверия к ней и позволяет занять довольно крупную сумму. Многие крупные корпорации обслуживают сразу несколько выпусков облигаций на миллиарды рублей, например, Сбербанк, Лукойл, Роснефть, ВТБ, ВЭБ, Северсталь, МТС, Магнит и многие другие. Но нередко к выпуску корпоративных облигаций прибегают непубличные компании, т.е. не имеющие листинга на Мосбиржи. Например, различные микрофинансовые и лизинговые компании, банки, производственные предприятия (различные заводы, фабрики) и т.д.
Число выпусков корпоративных облигаций компаний намного больше, чем акций. Например, по состоянию на 1 февраля 2020 года на Мосбирже обращалось 1497 выпусков облигаций от 354 эмитентов и 264 акции от 213 эмитентов.
Виды корпоративных облигаций
Все российские корпоративные облигации можно разделить по нескольким признакам. Один из критериев – уровень листинга. На Мосбирже различаются следующие уровни:
- Первый котировальный уровень – облигации от самых надежных эмитентов. Объем выпуска таких облигаций не может быть меньше 2 млрд рублей. Компания должна существовать не менее 3 лет и за последние 3 года не должна допускать дефолта по своим обязательства.
- Второй котировальный уровень. В него включаются облигации компаний «калибром» поменьше. Для попадания на этот уровень объем эмиссии должен быть более 500 тысяч рублей, сама компания должна существовать не менее 1 года и не допускать за это время дефолтов.
- Третий уровень – он уже не считается котировальным. Особых требований к эмитентам не применяется, поэтому здесь в основном находятся так называемые «мусорные облигации». Чтобы привлечь внимание инвесторов, компании предлагают повышенные ставки по своим бондам. Однако вероятность дефолта таких облигаций намного выше, чем в котировальных списках.
Подробнее о различиях в котировальных листах можно почитать на сайте Мосбирже.
Другой критерий разделения – по типу купона. Здесь можно выделить такие облигации:
- С постоянным купоном. Доходность по таким облигациям заранее определена и не меняется вне зависимости от рыночной ситуации.
- С переменным купоном. Доходность определена заранее, но при этом в разные промежутки времени она разная. Например, 7% в первый год, 5% – во второй и 3% – в третий.
- С плавающим купоном. Ставка по такому купону привязана к какому-нибудь внешнему индикатору. Например, к ставке рефинансированию или уровню инфляции.
Кроме того, есть сравнительно редко используемые бескупонные облигации. Вознаграждение по ним не выплачивается вообще, однако такие бонды изначально продаются по цене значительно ниже номинала (с дисконтом). По мере приближения к дате погашения рыночная цена бумаги растет. Инвестор получает прибыль, если перепродает облигацию дороже, чем купил, или если дожидается ее погашения.
Еще одно разделение – по сроку действия. Обычно выделяют следующие категории облигаций:
- краткосрочные – со сроком обращения до 3 лет;
- среднесрочные – от 3 до 7 лет;
- долгосрочные – обращаются более 7 лет;
- бессрочные (вечные) – вообще не имеют срока погашения.
Инвестору следует выбирать те корпоративные облигации, которые подходят ему больше всего в соответствии с его стратегией вложения средств.
Доходность корпоративных облигаций
Доходность корпоративных облигаций находится в широком диапазоне и зависит исключительно от эмитента. При этом намечается четкая тенденция в зависимости от уровня листинга облигации:
- Компании-«голубые фишки» (Сбербанк, ВТБ, Газпром, Лукойл и прочие) предлагают купоны на уровне ключевой ставки Центробанка. В настоящий момент это порядка 5-7% годовых. Слишком много заработать не получится, но уровень риска минимальный.
- Компании, попавшие на второй уровень листинга, предлагают более щедрые выплаты, чтобы привлечь больше инвесторов. У облигаций компаний типа ПИК, Атомэнергострой, РЖД, Балтийский лизинг, Мостотрест и прочих купон составляет порядка 8-11% годовых.
- Компании с третьего уровня листинга предлагают максимальный купон. Например, по облигациям предлагается купон Восточный Экспресс Банк – 18%, по облигациям Грузовичкофф и Трейдберри – в 17% годовых, Ломбард Мастер – 16,5%, Быстроденьги и Каскад – 16%.
Надо понимать, что чем выше купон, тем выше риски. Например, компании «Домашние деньги» и Баренцев Финанс, платившие инвесторам купон в 20% годовых, допустили дефолт. Поэтому нужно обращать внимание на долговую нагрузку компании, структуру ее бизнеса, собственников и прочие факторы. Если компания вызывает доверие – в ее облигации инвестировать стоить. Если нет и вероятность дефолта велика – лучше рассмотреть другой вариант.
Важный момент, касающийся налогообложения. По умолчанию с купонного дохода необходимо уплатить подходный налог в размере 13%. Например, если вы получили в виде купона 50 рублей, то на руки получите только 43,5 рубля.
Однако есть корпоративные облигации, не облагаемые НДФЛ, – это бонды, выпущенные в обращение после 1 января 2018 года. Например, если облигация была выпущена 25 декабря 2017 года, то с ее купонов инвесторам придется заплатить 13%. Если облигация выпущена 25 января 2018 года, то купон от налога уже освобожден.
При этом есть ограничение. Если величина купона превышает значение ключевой ставки Центробанка более чем на 5 процентных пункта, то с суммы этого превышения нужно будет уплатить налог в размере 35%. Сейчас ставка закреплена на уровне 6%, следовательно, если купон выше 11%, то придется уплачивать налог с этой разницы.
Например, если номинал облигации составляет 1000 рублей, а ставка по купону составляет 15%, то инвестору придется заплатить 35% с размера превышения – а именно с 40 рублей, т.е. 14 рублей.
Актуальный список корпоративных облигаций, не облагающихся НДФЛ, можно найти на сайте Мосбиржи по адресу https://www.moex.com/ru/markets/stock/privilegeindividuals.aspx.
Риски вложений в корпоративные облигации
Самый главный риск корпоративных облигаций в России – это дефолт эмитента. Он может произойти по самым разным причинам:
- банкротство самой компании;
- недостаточное количество средств на счете для обслуживания долга;
- списание субординированной облигации (так было при санации Открытия, Бинбанка, Промсвязьбанка).
Кроме того, имеет место еще так называемый «технический дефолт», когда эмитент исполняет свои обязательства позже положенного срока. Срок технического дефолта – 2 недели. Если за это время выплаты не поступило, то наступает официальный дефолт.
Другие риски владения корпоративными облигациями:
- снижение ключевой ставки Центробанком, что приводит к увеличению налогообложения (для тех облигаций, купон по которым выше порогового значения);
- снижение ставки по купону после оферты;
- конвертация облигации в другой тип бумаги (например, перед дефолтом).
Кроме того, нужно учитывать тот факт, что при резком увеличении ключевой ставки цена облигации может упасть – и если вы решите выйти в кэш, а не ждать погашения бонда по номиналу, то придется фиксировать убыток.
Вам будет интересно почитать
Преимущества и недостатки корпоративных облигаций
Плюсами инвестирования в корпоративные облигации являются:
- возможность собрать сбалансированный портфель из разных эмитентов;
- можно получать доходность значительно выше, чем по ОФЗ и муниципальным облигациям;
- минимальный порог входа – от 1000 рублей;
- получение налоговых льгот;
- возможность инвестирования в разных валютах;
- удобство и простота покупки.
Корпоративные облигации целесообразно включать в портфель в противовес акциям как наименее рисковый актив. Как правило, на долгосрочной дистанции акции показывают себя как более доходный инструмент, но они более волатильны. Поэтому в краткосрочной и среднесрочной перспективе есть риск, что акции просядут в цене. При облигации на любой временной дистанции ведут себя примерно одинаково и могут сгладить эффект волатильности портфеля в целом.
Инвестируя в бонды, нельзя забывать об их недостатках:
- значительно меньшая доходность на долгосрочной дистанции, если сравнивать с акциями;
- есть возможность банкротства эмитентов;
- цена облигации зависит от ключевой ставки Центробанка и может меняться непредсказуемо;
- при введении санкций против компании у той могут начаться проблемы с выплатами.
Где и как купить корпоративные облигации?
Отбирать подходящие корпоративные облигации следует тщательно, оценивая долговую нагрузку компании и прочие факторы, а также характеристики самой бумаги. Начинающим инвесторам лучше избегать облигаций с переменным купоном, с офертой и амортизацией. Лучше покупать простые выпуски без «подводных камней» с наименьшей дюрацией – такие бонды меньше подвержены риску изменения процентных ставок.
Покупка корпоративных облигаций российских компаний осуществляется на фондовой секции Московской биржи. Для доступа необходимо открыть брокерский счет или ИИС у любого российского брокера.
Покупка еврооблигаций российских компаний доступна также на фондовой бирже, но для их приобретения нужен статус квалифицированного инвестора.
Кроме того, вместо отбора отдельных облигаций можно купить один из БПИФов на индекс корпоративных облигаций – GPBM, GPBS от Газпромбанка, SBRB от Сбербанк Управление активами, VTBB и VTBH от ВТБ Капитал. Они доступны для покупки также на Мосбирже, в том числе на ИИС.
Таким образом, корпоративные облигации – отличный инструмент для инвестора, который желает получать стабильный и предсказуемый доход по определенной ставке. В зависимости от склонности к риску можно выбирать как надежные, но низкодоходные бонды, так и высокодоходные облигации с высокой вероятностью дефолта эмитента. В качестве альтернативы можно вкладываться в биржевые ПИФы, в которые «упакованы» индексы корпоративных облигаций Мосбиржи.