Компании единороги — что это? Виды, характеристика и список единорогов США и России

Компании единороги

 

Компания-единорог – это стартап, оцененный более чем в 1 млрд долларов США. Название «единорог» подчеркивает, что такие компании очень редкие. Но на самом деле в последние годы количество компаний-единорогов очень резко выросло, что связано, во-первых, с растущей инфляцией, во-вторых, с избытком ликвидности на рынках: инвесторы довольно активно вкладывают венчурный капитал в стартапы.

Лучший иностранный брокер для граждан РФ и РБ

основано
2007
депозит
от $100
инвестиции
Акции, ПАММ, IPO, ДУ
кредитное плечо
до 1:20
bonus
до 2000$
demo
 
mobile
 
регулятор
CySEC, ESMA

9,9

 
 

 

Что такое компании-единороги простыми словами?

Итак, компания-единорог – это непубличная компания, которая стоит более 1 млрд долларов. При этом с оценкой стоимости такой компании всё неоднозначно. Если капитализацию публичной компании рассчитать просто (достаточно умножить число акций на их рыночную стоимость), то стоимость непубличной компании можно оценить только примерно.

Так, обычно суммируют:

  • балансовую стоимость компании (т.е. стоимость всех ее активов);
  • стоимость привлеченного капитала.

Но эта оценка условна, поскольку стоимость активов не всегда отображает адекватную оценку компании. Так, если это технологический стартап, то цена его разработок по умолчанию будет гораздо выше балансовой стоимости компьютеров и инфраструктуры. Точно оценить справедливую цену всех разработок очень сложно.

Поэтому многие инвесторы предпочитают называть единорогами только те компании, которым удалось привлечь финансирование на сумму свыше 1 млрд долларов.

Компания теряет статус единорога в следующих случаях:

  • стартап показывает регулярный убыток, и инвесторы перестают его финансировать (в таком случае говорят о «мертвом единороге» – Dead Unicorn);
  • компания вышла на IPO и стала публичной – так, из статуса единорога вышли в 2020 году Zoom и Palantir, а в 2021 году – Virgin Galactic;
    Презентация космического аппарата от Virgin Galactic
    Презентация космического аппарата от Virgin Galactic
  • компанию купили – например, в 2006 году Alphabet купила YouTube, имеющий на тот момент оценку более чем в 1,5 млрд долларов.

 

Как правило, компании единороги появляются в следующих отраслях:

  • On-Demand – технологические компании, немедленно предоставляющие услуги своим потребителям (например, Uber, Gett, BlaBlaCar, Instacart, DoorDash и т.д.);
  • Fintech – финансово-технологические стартапы (Robinhood, Coinbase, Stripe, One97 и т.д.);
  • Digital Media – цифровые медиа (Bytedance, Kuaishou, Magic Leap);
  • E-coommerce – электронная коммерция (Airbnb, Epic Games, Coupang)
  • Softwart – электронные разработки (Snowflake, Palantir, Slack);
  • EdTech – электронное обучение (Yuanfudao, BYJU’S, VIPKid, Udemy, Duolingo и т.д.).

 

Как видно, это высокотехнологические отрасли, связанные с интернетом. И это не удивительно: IT наиболее капиталоемкая отрасль, при этом не требующая особых расходов на начальном этапе развития, а бизнес-модель компаний успешно масштабируется.

Рекомендую прочитать также:
IBM как купить акции
Как купить акции IBM? Обзор компании, перспективы, дивиденды
  International Business Machines (Big Blue или голубой гигант) – одна из компаний, стоявших у истоков IT индустрии. Основной доход […]

 

История возникновения понятия «компания-единорог»

Впервые термин «единорог» (Unicorn) использовала венчурный инвестор Эйлин Ли в 2013 году. Он выделила 39 американских компаний-единорогов из 60 тысяч непубличных компаний, появившихся за последнее десятилетие. Таким образом, по ее подсчетам, единорогами становится всего 0,07% от общего числа стартапов, а ежегодно появляется около 4 единорогов.

Кроме того, Ли выделила «супер-единорогов» – компаний, достигших стоимости свыше 100 млрд долларов: Facebook, Apple, Cisco, Amazon, Oracle, Alphabet.

Ли указала на основные признаки-компаний единорогов:

  • они появляются на волне инноваций – например, изобретения полупроводников или успеха социальных сетей;
  • компании-единороги связаны с электронной коммерцией, продажей программ и корпоративного программного обеспечения;
  • в основе бизнес-модели лежит монетизация аудитории посредством условно-бесплатного потребления (т.е. пользователи платят за дополнительные услуги, а основной продукт – бесплатный);
  • основатели единорогов обладают техническим образованием.

компании единороги характеристика

 

Конечно, сейчас критерии Ли немного устарели, так как в сфере компаний-единорогов появились принципиально иные бизнес-модели – например, распространение подписок. Но основная мысль понятна: единороги – это передовые компании, предлагающие прорывные технологии для своего времени.

 

 

Характеристики компаний-единорогов

В 2018 году Business Insider выделил 4 основные характеристики компаний-единорогов:

  1. Ориентация на конечных потребителейболее 62% единорогов работают в сфере B2C, стремясь сделать продукт (или сервис) понятнее для своих покупателей. Так, Lift и Uber позволяют сделать проще вызов такси, Airbnb – забронировать жилье в незнакомом городе, а Spotify – выбрать подходящую музыку.
  2. Единороги обладают так называемыми «подрывными инновациями», т.е. разрушают привычные способы взаимодействия. К примеру, Uber и Яндекс.Такси изменили систему вызова такси, Snapchat предложил новый способ коммуцирования, избегая соцсетей, а Zoom, WeChat и WhatsApp стали «убийцами» смс и привычных звонков по мобильному.
    Zoom компания
  3. Компании используют технологические решения – так, более 87% компаний-единорогов разрабатывает собственное программное обеспечение, призванное решать специфические проблемы. Так, Airbnb позволило бронировать места в один клик – но за простотой скрывается тяжелый труд программистов.
  4. Компании-единороги зарабатывают на комиссиях и подписках. Например, Uber берет комиссию за каждый заказ, а Palantir распространяет свои антивирусные и защитные программы по подпискам.

 

 

Виды компаний-единорогов

Инвесторы выделяют несколько видов компаний-единорогов, названных в честь мифических животных или персонажей:

  • Икар – раскрученный стартап, который резко падает после IPO, так как не оправдал ожиданий инвесторов (примеры – Uber, WeWork, Virgin Galactic);
  • Зебра – компания, которая в силу каких-то причин утратила стоимость в 1 млрд долларов, но при этом продолжает успешно работать;
  • Феникс – компания, которая после IPO резко подешевела, однако после инвесторы увидели перспективу, и компания резко перерастает первоначальную оценку;
  • Vaporware – раскрученный единорог, который всё никак не предоставляет готовый продукт, а только кормит инвесторов обещаниями;
  • Хоккейная клюшка – компания, чей продукт неожиданно «выстреливает» и начинает приносить огромную прибыль;
  • Нарвалы – канадские технологические компании (примеры – Shopify, Slack, Hootsuite и многие другие);
  • Десятироги, или Дедакорны – компании, чья стоимость превышает 10 млрд долларов перед IPO (в мире их насчитывается около 30 штук, самые известные десятироги: SpaceX, Airbnb, Pinterest, Dropbox).
Рекомендую прочитать также:
Индекс FTSE 100
Индекс FTSE 100 — обзор британского индекса. Как работать инвестору?
  Капитализация FTSE 100 превышает £2 трлн, что автоматически относит его к крупнейшим европейским индексам. Индекс FTSE 100 зависит от […]

Как видно, названия довольно остроумно отображают суть компаний-единорогов, позволяя инвесторам оценивать такие фирмы более точно.

 

 

Российские и зарубежные компании-единороги

Какого-то единого списка компаний-единорогов не существует, так как каждый эксперт оценивает их количество, исходя из собственных критериев и понимания, какие компании можно отнести к числу единорогов. Кроме того, есть сложности с оценкой капитализации непубличных компаний, описанных выше.

 

Например, CB Insights в 2019 году нашел 326 компаний-единорогов, а в 2020 – уже 635, суммарная стоимость которых оценивается в 2,1 трлн долларов. Crunchbase.com относит к единорогам 780 компаний.

Исследовательская группа DealRoom в апреле 2021 году насчитала 1437 единорогов, более половины составили американские компании, более четверти – китайские. Также группа подсчитала количество российских компаний-единорогов. По версии DealRoom, в России их всего 4: Авито, Озон, Яндекс и ВКонтакте.

 

Китайская группа Hurun, напротив, считает, что больше компаний-единорогов в Китае: она насчитала в Поднебесной 206 единорогов, в США – 203. Еще 21 расположились в Индии, 13 в Великобритании, 7 – в Германии и Израиле.

European Unicorn Landscape насчитала в мире более 1000 единорогов, в Европе – порядка 50, в том числе 3 – в России (Авито, Яндекс, ВКонтакте). При этом формально российским единорогом можно считать компанию Revolut, основанную выходцами из России, но официально зарегистрированную в Лондоне.

список компаний единорогов

 

Итак, по данным CB Insights к числу 10 самых дорогих стартапов относятся:

  • ByteDance (Китай, 140 млрд долларов) – компании принадлежат приложение TikTok и агрегатор контента Toutiao (аналог российского Яндекс.Дзена);
  • Didi Chuxing (Китай, 56 млрд долларов) – предоставляет транспортные услуги (такси, каршеринг, перевозки, личные водители и т.д.);
  • JUUL Labs (Китай, 50 млрд долларов) – косметическая компания;
  • Stripe (США, 35,5 млрд долларов) – финтех компания, предлагающая денежные переводы;
  • Airbnb (США, 35 млрд долларов) – сервис онлайн-бронирования;
  • SpaceX (США, 33,5 млрд долларов) – аэрокосмическая компания Илона Маска;
  • Kuaishou (Китай, 18 млрд долларов) – агрегатор мобильных приложений;
  • One97 (Индия, 16 млрд долларов) – финтех компания;
  • Epic Games (США, 15 млрд долларов) – разработчик мобильных и компьютерных игр;
  • DJI Innovations (Китай, 15 млрд долларов) – разработчик программного обеспечения.
Рекомендую прочитать также:
стратеги собаки доу
Стратегия собаки Доу (Dogs of the Dow) — обзор инвест-методики
  Большинство инвесторов не может обогнать доходность биржевых индексов, но такие попытки предпринимаются регулярно. В начале 90-х вышла книга Майкла […]

По версии TechCrunch к самым дорогим стартапам относятся:

  • ANT Financial (Китай, 150 млрд долларов) – финансовая компания;
  • ByteDance (Китай, 75 млрд долларов);
  • Infor (США, 60 млрд долларов) – разработчик ПО;
  • Didi Chuxing (Китай, 53 млрд долларов);
  • The We Company (США, 47 млрд долларов) – создает виртуальные и физические пространства для офисов и коворкингов;
  • Lu.com (Китай, 39 млрд долларов) – финтех;
  • JUUL (Китай, 38 млрд долларов);
  • Stripe (США, 35 млрд долларов);
  • Airbnb (США, 31 млрд долларов);
  • SpaceX (США, 31 млрд долларов).

компания единорог space x

 

Видно, что разные аналитические агентства по-разному оценивают стоимость компаний-единорогов и предлагают собственные рейтинги и списки.

 

 

Как купить акции компании-единорога?

Пока компания не обращается на бирже (т.е. не является публичной), стать владельцем ее акций не получится. Единственный вариант поучаствовать в развитии единорога – инвестировать деньги напрямую или через венчурный фонд.

Однако если фирма-единорог выходит на IPO, то вы можете купить ее при первичном размещении. Это можно сделать через российского брокера, но нужно иметь статус квалифицированного инвестора.

Без статуса квала акции компаний-единорогов можно покупать через зарубежных брокеров, в частности компанию Just2Trade. Более того, через Just2Trade можно участвовать на preIPO, т.е. предварительном IPO (когда компания только готовится к первичному размещению). Покупка акций единорогов перед IPO может стать отличной инвестицией, поскольку цены на такие бумаги будут значительно ниже цены размещения.

основано
2007
депозит
от $100
инвестиции
Акции, ПАММ, IPO, ДУ
кредитное плечо
до 1:20
bonus
до 2000$
demo
 
mobile
 
регулятор
CySEC, ESMA

9,9

 
 

 

 

Автор: Вадим Бон

Инвестор, предприниматель, трейдер, автор и создатель финансового блога internetboss.ru

"Занимайтесь любимым делом - только так можно стать богатым".

Подпишись на телеграм канал блога! - @internetboss_invest

Бесплатные торговые идеи, новые статьи сайта, важные новости из мира финансов и многое другое

Читайте также