Компания-единорог – это стартап, оцененный более чем в 1 млрд долларов США. Название «единорог» подчеркивает, что такие компании очень редкие. Но на самом деле в последние годы количество компаний-единорогов очень резко выросло, что связано, во-первых, с растущей инфляцией, во-вторых, с избытком ликвидности на рынках: инвесторы довольно активно вкладывают венчурный капитал в стартапы.
Что такое компании-единороги простыми словами?
Итак, компания-единорог – это непубличная компания, которая стоит более 1 млрд долларов. При этом с оценкой стоимости такой компании всё неоднозначно. Если капитализацию публичной компании рассчитать просто (достаточно умножить число акций на их рыночную стоимость), то стоимость непубличной компании можно оценить только примерно.
Так, обычно суммируют:
- балансовую стоимость компании (т.е. стоимость всех ее активов);
- стоимость привлеченного капитала.
Но эта оценка условна, поскольку стоимость активов не всегда отображает адекватную оценку компании. Так, если это технологический стартап, то цена его разработок по умолчанию будет гораздо выше балансовой стоимости компьютеров и инфраструктуры. Точно оценить справедливую цену всех разработок очень сложно.
Поэтому многие инвесторы предпочитают называть единорогами только те компании, которым удалось привлечь финансирование на сумму свыше 1 млрд долларов.
Компания теряет статус единорога в следующих случаях:
- стартап показывает регулярный убыток, и инвесторы перестают его финансировать (в таком случае говорят о «мертвом единороге» – Dead Unicorn);
- компания вышла на IPO и стала публичной – так, из статуса единорога вышли в 2020 году Zoom и Palantir, а в 2021 году – Virgin Galactic;
- компанию купили – например, в 2006 году Alphabet купила YouTube, имеющий на тот момент оценку более чем в 1,5 млрд долларов.
Как правило, компании единороги появляются в следующих отраслях:
- On-Demand – технологические компании, немедленно предоставляющие услуги своим потребителям (например, Uber, Gett, BlaBlaCar, Instacart, DoorDash и т.д.);
- Fintech – финансово-технологические стартапы (Robinhood, Coinbase, Stripe, One97 и т.д.);
- Digital Media – цифровые медиа (Bytedance, Kuaishou, Magic Leap);
- E-coommerce – электронная коммерция (Airbnb, Epic Games, Coupang)
- Softwart – электронные разработки (Snowflake, Palantir, Slack);
- EdTech – электронное обучение (Yuanfudao, BYJU’S, VIPKid, Udemy, Duolingo и т.д.).
Как видно, это высокотехнологические отрасли, связанные с интернетом. И это не удивительно: IT наиболее капиталоемкая отрасль, при этом не требующая особых расходов на начальном этапе развития, а бизнес-модель компаний успешно масштабируется.