Значимость транспортной системы для экономики можно сравнить с кровеносной системой человека. Если она не функционирует нормально, то и организм будет как минимум сбоить. Инвестиции в транспорт – это вложения в то, без чего не может функционировать экономика как в масштабах страны, так и в масштабах планеты в целом. Это делает транспорт неплохим вариантом для размещения капитала. Но есть ряд нюансов, с которыми нужно разобраться до сбора инвестпортфеля.
Влияние транспортного сектора на экономику
Транспортный сектор обеспечивает перемещение готовых товаров, сырья, также он обеспечивает пассажирские перевозки. Без продуманной логистики и бесперебойной работы транспортной отрасли невозможно функционирование экономики. Перебой в поставках даже 1-2 типов сырья может ударить по целой отрасли. Пример этого могли наблюдать в начальной фазе пандемии коронавируса.
В структуре ВВП на транспортный сектор приходится до 10-12%:
- В США Бюро транспортной статистики сообщает, что транспорт генерирует порядка 9% ВВП.
- В России в начале 20-х годов на транспортный сектор приходится около 7%. Помимо непосредственно перевозок учитывается и складское хозяйство.
- В Китае доля этого компонента находится на уровне 6%.
Международный союз железных дорог сообщает, что в 2019 г. ж/д транспорт обеспечил перевозку 9,4 трлн пассажиро-километров. Грузовые перевозки составили 51,6 трлн тонно-километров. Даже в кризисном 2020 г. в США ж/д транспорт обеспечил 2,1 трлн тонно-километров перевозок. Прогнозы указывают на стабильный рост, ожидается, что в 2045 г. объем рынка составит 7,67 тонно-миль.
Схожие тенденции наблюдаются и в других развитых/развивающихся странах. Отличается только структура перевозок, в одних странах доминирует автотранспорт, в других – железнодорожный, водный.
Все прогнозы указывают на дальнейший рост транспортного сектора несмотря на угрозу рецессии мировой экономики в первой половине 20-х годов. Так, ожидается, что объем рынка до 2030 г. будет расти в среднем на 11,3% в год. На той же дистанции вырастет и стоимость экспедирования грузов.
Спад наблюдался только во время пандемии. Это следствие неизвестности, никто не мог предсказать со 100%-ной точностью сроки изготовления вакцины, как будет мутировать вирус. Транспортный сектор пострадал особенно сильно, но восстановление заняло буквально год-полтора. При восстановлении деловой активности наблюдался взрывной рост спроса на грузоперевозки.
Характеристика транспортного сектора с точки зрения инвестора
Под инвестированием в транспорт понимаются вложения во все, что связано с грузовыми/пассажирскими перевозками либо с сопутствующей инфраструктурой, логистикой.
В рамках транспортного сектора выделяют несколько типов транспорта:
- Автомобильный транспорт (легковой и грузовой).
- Железнодорожный транспорт.
- Воздушный.
- Водный (речной, морской).
Также в эту категорию попадают:
- Логистический бизнес. От него напрямую зависит эффективность пассажирских и грузовых перевозок.
- Складские услуги.
- Услуги портов, аэропортов.
Инвестиции в транспорт не сводятся к покупке бумаг грузоперевозчиков. Это лишь один из вариантов.
Потенциал инвестирования в транспорт
На многолетней дистанции транспортный сектор обречен на рост. На это указывает и история, и практически все прогнозы. В ближайшие 10-15 лет ожидается заметный рост логистики, объемов перевозок разными видами транспорта. Это подтверждают и прогнозы, предсказывающие увеличение объемов продаж автомобилей (в том числе и грузовых).
О потенциале этого направления можно судить по индексу Доу Джонса (DJTA). В корзину этого индикатора включены бумаги 20 транспортных компаний. На старте их было 9, но позже корзина расширилась.
На дистанции в 50 лет в моменте индекс рос на 8200%. Если бы инвестор просто копировал корзину DJTA, то каждая инвестированная $1000 превратилась бы в $82000.
В этом примере сказывается эффект низкой базы. При инвестировании в 2023 г. на такой результат рассчитывать не стоит. Но можно обеспечить как минимум 10-15% годовых на дистанции, это тоже неплохой показатель.
Более наглядный пример – доходность биржевых фондов. Это готовые портфели, покупая акции фонда, инвестор автоматически получает полноценный инвестпортфель с акцентом на транспортном секторе.
Например, ETF с тикером XTN на дистанции с 2012 по середину 2023 г. обеспечил доходность на уровне 11,63%. Это примерно соответствует среднему результату фондового рынка.
Еще один аргумент «за» — гарантированное восстановление после кризисов. Экономика циклична, рост неминуемо сменяется плато, а затем и спадом. После очередного кризиса некоторые секторы могут стагнировать годами, но транспорта, грузовых и пассажирских перевозок это не касается. При первых признаках оживления экономики, росте деловой активности, начинают расти и бумаги транспортных компаний.
Отдельные направления могут восстанавливаться не так быстро. Но если диверсифицировать портфель и не направлять весь капитал, например, в инвестиции в общественный транспорт, то проблем не будет.
Показателен пример пандемии. На фоне всеобщей паники индекс DJTA упал на 40+%, но затем восстановился в течение нескольких месяцев. Рост от дна падения до максимума превысил 150%.
Способы инвестирования в транспорт
Все методы условно можно разделить на 2 типа:
- Прямые.
- Непрямые.
К прямым можно отнести покупку акций, вложения в развитие конкретного проекта, развитие собственного бизнеса в сфере транспорта по франшизе. Два последних варианта доступны только владельцам крупного капитала, но покупка ценных бумаг доступна буквально всем. На рынке есть дешевые бумаги, в них можно инвестировать даже со стартовым капиталом в несколько тысяч рублей.
Лучший иностранный брокер для граждан РФ и РБ
В случае с непрямыми вложениями схема работы несколько меняется:
- Можно работать с корпоративными облигациями. Доходность напрямую зависит от уровня риска, при максимальной надежности сопоставима с банковским депозитом. Но бонды удобнее тем, что их можно продать в любой момент, не потеряв накопленный купонный доход. На российском рынке доступно более 70 корпоративных облигаций, похожие бумаги есть и на зарубежных площадках.
- Вместо покупки бумаг отдельных компаний можно работать с акциями биржевых фондов на транспортный сектор. Инвестор получает готовый портфель, состав каждого ETF копирует состав определенного индекса на транспортный сектор. Примеры таких ETF – iShares US Transportation, SPDR S&P Transportation, ETFMG Travel Tech, First Trust Nasdaq.
- Взаимные фонды (mutual funds). Отличается от биржевого фонда более агрессивной стратегией инвестирования, повышенной комиссией управляющего и режимом торгов. Паи взаимного фонда сложнее продать по сравнению с ETF. Примеры таких mutual funds – Rydex Transportation Fund, Fidelity Select Air Transportation Portfolio, Fidelity Select Transportation Portfolio, ICON Industrials Fund. Есть взаимные фонды, специализирующиеся на отдельных видах транспорта, за их счет можно организовать, например, инвестиции в железнодорожный транспорт.
В будущем не исключено появление ПИФов на транспортный сектор. Пока что адекватных предложений на российском рынке нет.
Такие инструменты как опционы и фьючерсы используются для трейдинга и хеджирования рисков, это не инструмент для инвестирования. Но инвестор может подстраховаться, например, продать фьючерсы накануне вероятного кризиса и компенсировать этой прибылью возможное падение стоимости инвестпортфеля.
Вам будет интересно почитать
ТОП 10 транспортных компаний
Список составлен на основе ключевых показателей компаний, интереса со стороны хедж-фондов. В будущем состав лучших transportation stocks может меняться.
В список лучших вошли:
- Uber Technologies, Inc. Стала известной за счет одноименного приложения для поиска и вызова такси. Капитализация превышает $80 млрд. Ее акции включены в портфели 142 крупных хедж-фондов, это очень высокий показатель.
- Union Pacific Corporation. Работает в сфере железнодорожного транспорта, перевозит грузы не только в США, но и Канаде, Мексике. Занимается перевозкой широкого спектра товаров, инвестирует в развитие инфраструктуры, что делает ее устойчивой на длинной дистанции.
- CSX Corporation. Еще один игрок из сектора ж/д транспорта, перевозит сыпучие грузы, контейнеры, модульные грузы. Входит в ТОП5 североамериканских железнодорожных компаний.
- Delta Air Lines, Inc. Авиаперевозчик (грузовые и пассажирские перевозки), одна из немногих компаний, бумаги которые обогнали S&P 500 в десятых годах. Delta Air делает ставку на лояльность клиентов и обеспечивает великолепные условия для сотрудников, это дает неплохой результат.
- Canadian Pacific Railway Limited. Владеет крупной ж/д сетью в США и Канаде, перевозит сыпучие грузы. Российско-украинский конфликт положительно сказался на делах Canadian Pacific Railway, вырос спрос на канадское зерно, калий.
- Deutsche Post AG. Немецкая почта, работает в сфере логистики, занимается доставкой посылок, что относит Deutsche Post к категории транспортных компаний. Капитализация превышает $50 млрд.
- United Parcel Service, Inc. Бизнес построен на доставке различного рода посылок по всему миру. Есть разделение деятельности на международный сегмент и доставку внутри страны. Капитализация превышает $150 млрд.
- Knight-Swift Transportation Holdings Inc. Работает в Мексике, США и Канаде, помимо перевозки грузов существенную часть бизнеса составляют логистические услуги. Акции входят в состав портфелей нескольких десятков хедж-фондов, причем крупные игроки не спешат избавляться от них.
- Hapag-Lloyd. Специализируется на контейнерных перевозках, в своем сегменте входит в ТОП10 крупнейших компаний мира. Собственный флот насчитывает более 200 суден, в их число входят и крупнейшие контейнеровозы в мире.
- Maersk. Датский грузоперевозчик, специализируется на морском транспорте, капитализация превышает $30 млрд. Помимо перевозки грузов морским транспортом занимается обслуживанием портовой инфраструктуры.
Мини-портфель, составленный из части указанных выше бумаг, за последние 10 лет обеспечил среднюю годовую доходность на уровне 14,21%. Это превышает показатели S&P 500.
Перспективы развития транспортной отрасли в свете роста популярности электротранспорта
Растущая популярность электротранспорта обычно оценивается с точки зрения воздействия на окружающую среду, но это не единственное последствие. Если этот тип транспорта начнет массово использоваться для перевозок грузов, то снизятся расходы на топливо. Вероятнее всего это спровоцирует рост всей отрасли грузовых и пассажирских перевозок.
Также возможно появление новых направлений. В их число входит доставка мелких/средних грузов дронами, пассажирские авиаперевозки внутри города. Подобные проекты уже есть, но они пока что не стали массовыми. Пионеры, работающие в этих направлениях, в будущем могут стать единорогами.
Например, рынок электрических грузовиков может вырасти до $11 млрд уже к 2032 г. В 2022 г. этот показатель недотягивал до миллиарда, то есть за следующие 10 лет ожидается 11-кратный рост только этого сегмента.
Переход на электротранспорт сдерживает 3 фактора:
- Проблемы хранения энергии. Современные аккумуляторы неплохи, но все еще слишком массивны, если пытаться применять их, например, для авиатранспорта.
- Проблема переработки отходов, возможный дефицит редкоземельных металлов.
- Развитие инфраструктуры. В отдельных странах проблемы практически решена, уже есть развитая система зарядных станций.
Прогнозы по развитию электротранспорта говорят, что уже к началу 30-х годов транспортный сектор радикально изменится. Если рассматривать переход на электротранспорт с точки зрения инвестора, то уже сейчас можно готовиться к грядущим изменениям.
Риски и преимущества инвестиций в транспорт
Инвестиции в автомобильный транспорт хороши тем, что этот сектор восстанавливается после любого падения. Экономика циклична, а без нормально работающего транспорта, грузо- и пассажироперевозок восстановление невозможно.
Также транспорт удобен за счет того, что в пределах одной отрасли можно диверсифицировать портфель. Такие направления, как авиационный, морской, речной, грузовой, легковой, электрический транспорт ведут себя по-разному.
Стандартные риски никуда не делись, к ним отнесем:
- Вероятность затяжной стагнации отдельных акций. Восстановление сектора в целом не означает, что будет расти каждая бумага без исключения.
- Геополитические риски. Санкции могут сделать рынки недоступными для инвесторов/трейдеров.
- Провал концепции электротранспорта. Для стартапов это будет означать крах, могут пострадать и акции крупных компаний, вложивших миллиарды в развитие электрического транспорта.
- Ошибочный прогноз.
- Правовой. С целью защиты окружающей среды могут быть приняты законы, ужесточающие требования по выбросам СО2. Компании, работающие, например, в области грузовых перевозок, пострадают из-за этого.
В целом, набор рисков стандартный. При грамотном отборе бумаг и диверсификации портфеля большая их часть сходит на нет.
Заключение
Инвестиции в транспорт могут стать неплохим компонентом инвестиционного портфеля. Сектор может рассматриваться в роли защитного, вероятность его восстановления после кризиса выше по сравнению с рядом других отраслей. Что касается доходности, то можно рассчитывать на результат как минимум не хуже по сравнению с тем же S&P 500. Этого достаточно для того, чтобы сделать transportation stocks привлекательным вариантом для вложений.