Автомобилестроительная отрасль – огромная часть экономики, включающая не только производство легковых авто, но и сельхозтехнику, строительный, специализированный транспорт. Без автомобильного транспорта всех видов экономическая активность на планете если и не остановится, то как минимум существенно сократится. Инвестиции в машины могут стать неплохим способом приумножить капитал, в этом сегменте есть акции на любой вкус.
- Автомобили как инвестиционный объект
- Типы машин и автомобилей
- Состояние рынка, перспективы развития
- Основные виды инвестирования в автомобили
- ТОП-10 акций автомобильных компаний
- Преимущества и риски инвестирования в машины
Автомобили как инвестиционный объект
В роли инвестиционного объекта могут выступать как отдельные автомобили, так и автомобилестроительная индустрия в целом. В первом случае инвестиции могут сводиться к покупке, например, классического авто для перепродажи в будущем или для сдачи автомобиля в аренду.
Автоиндустрия в целом – неплохая возможность для вложений за счет покупки auto stocks. Это могут быть акции профильных ETF и взаимных фондов, бумаги отдельных автомобилестроительных компаний. Они могут выпускать обычные легковые автомобили, грузовой, сельскохозяйственный, специализированный транспорт. Все это относится к категории «инвестирование в машины».
Автотранспорт называют основой экономики. Независимо от типа перевозок именно этот вид транспорта всегда покрывает первый и последний километр при доставке грузов. В некоторых странах именно автомобильный транспорт стал ключевым, например, в США на него приходится порядка 70% перевозок.
Автомобили и спецтехника нужны на любом этапе производства. Они используются для доставки рабочих на объект, перевозки посылок курьерскими службами, доставки удобрений на поля, транспортировки полуфабрикатов между цехами, доставки сельхозпродукции на склады/покупателю. Практически в любом производственном процессе один из этапов предполагает транспортировку сырья, полуфабриката, готовой продукции.
Помимо востребованности в производстве автомобили важны и с точки зрения удовлетворения личных нужд. Ежегодно продаются десятки миллионов новых моделей.
Типы машин и автомобилей
Термины «машина» и «автомобиль» часто используют как синонимы, но это не совсем верно. Машина – это более общий термин, предполагающий не только обычный автомобиль, но и любой вид спецтранспорта, узкоспециализированные механизмы. Поэтому инвестиции в машины – это не только покупка акций производителей легковых автомобилей, возможностей намного больше.
Можно привести следующую классификацию:
- Легковые автомобили. Внутри этой группы есть разделение на классы в зависимости от мощности двигателя и других характеристик.
- Грузовые автомобили. Можно разделить на универсальные, специализированные и специальные.
- Городской и междугородний транспорт. Сюда можно занести автобусы, троллейбусы, трамваи.
- Сельскохозяйственная техника. Это различного рода комбайны, тракторы, мульчирователи, опрыскиватели, сеялки, веялки, косилки, оборудование для вспашки полей.
- Промышленные машины. Сюда можно включить различное станочное, энергетическое и прочие виды оборудования.
- Строительная техника. Различные краны, бетономешалки, грейдеры, дорожные катки, экскаваторы, укладчики труб, пролетных строений мостов. Все это относится к строительству.
В каждой из категорий есть десятки компаний, производящих соответствующую технику. Некоторые из них как минимум заслуживают внимания.
Вам будет интересно почитать
Состояние рынка, перспективы развития
Все прогнозы предсказывают рост автомобильной индустрии как минимум до конца текущего десятилетия. Market Research Future говорит о среднем годовом росте на 6,9%, примерно те же данные приводят другие источники.
Ожидается, что к началу следующего десятилетия объем автомобильного сектора превысит $6 трлн (почти двукратный рост по сравнению с началом двадцатых годов).
Одна из ключевых причин роста – продолжающаяся урбанизация и растущий спрос на автомобили для личного пользования. В пользу этого говорят многомиллиардные инвестиции в инфраструктуру крупнейших экономик мира. В одной только Индии в начале 20-х годов на развитие инфраструктуры, в том числе дорожное строительство, направили несколько десятков миллиардов долларов.
Ключевая тенденция в этом сегменте – растущая доля электротранспорта. При всех недостатках популярность электромобилей растет. Говорить о полной замене обычных ДВС пока что рано, но к концу десятилетия EV займут как минимум треть рынка. Это один из умеренно оптимистичных прогнозов.
Примерно та же тенденция прослеживается на рынке тяжелых грузовиков. Facts & Factors оценивает его в $250 млрд в 2022 г., с перспективой роста до $315 млрд к 2030 г. Это означает рост в среднем на 7,6% за год, динамика сопоставима с легковыми автомобилями. Ожидается рост доли грузового транспорта, работающего на водороде, электричестве.
В зарубежных отчетах тяжелыми грузовиками считаются транспортные средства с полной массой от 26001 фунтов.
Основные сдерживающие факторы – высокие стартовые расходы на покупку грузовиков, стоимость их обслуживания.
Сельскохозяйственная техника также пользуется повышенным ростом. Ожидаемая динамика роста та же, что у приведенных выше категорий.
Если в 2021 г. объем рынка с/х техники составлял порядка $163,4 млрд, то к 2030 г. ожидается его рост до $295,3 млрд. Ожидается средний годовой рост на 6,8%. При этом в отдельных сегментах может наблюдаться большое отличие по темпам роста, самым перспективным направлением считаются тракторы, комбайны.
В случае с с/х техникой особо важна Северная Америка. В начале 20-х годов этот регион обеспечил 44-45% от мировой выручки. Также важны Латинская Америка, Азиатско-Тихоокеанский регионы, здесь активно развивается механизация сельского хозяйства. Фермеры отходят от ручного труда, это создает повышенный спрос на тракторы, комбайны и прочую технику.
Рынок строительного оборудования будет расти несколько медленнее. В Markets and Markets полагают, что к 2030 г. рынок вырастет до $194,7 млрд, при том, что в 2023 г. он оценивался в $149 млрд. Рост скромный – в среднем порядка 3,8% в год.
В случае со строительной техникой основная проблема – медленное восстановление после пандемии и угроза рецессии ключевых экономик планеты. Это станет основным сдерживающим фактором на дистанции до 2025 г.
После 2025 г. ожидается ускорение роста, но плохие результаты в первой половине 20-х годов портят общую картину. Ключевые регионы – Азиатский и Тихоокеанский.
Когда лучше инвестировать
Это направление напрямую связано с фазами стандартного экономического цикла. При стагнации и спаде:
- Люди реже обновляют автомобили. Это не предмет первой необходимости, поэтому продажи падают.
- Могут сокращаться государственные программы поддержки производителей электромобилей.
- Стагнируют не только доходы граждан, но и производство. Например, падение темпов строительства снижает спрос на спецтехнику, неопределенная экономическая ситуация заставляет фермерские хозяйства реже обновлять парк техники.
- Автопроизводители накапливают запасы нераспроданных автомобилей, это бьет по доходам, заставляет снижать темпы производства. Возможен отказ от запуска новых моделей.
Оптимальный момент для инвестирования в этот сектор – дно, момент, когда падение уже завершилось, но рост еще не начался. Также подходит начальная фаза восстановления.
Основные виды инвестирования в автомобили
Инвестиции в автомобили можно разделить на 2 категории – прямые и непрямые. К прямым относятся:
- Покупка коллекционных автомобилей. Для этого направления характерен высокий входной порог, есть и стандартные инвестиционные риски. Нет гарантий, что в будущем стоимость коллекционного авто вырастет.
- Покупка для сдачи в аренду. Это касается и обычных автомобилей, например, для такси и спецтехники.
- Спекулятивные операции, привоз автомобилей из-за рубежа.
- Покупка акций автомобилестроительных компаний. Это может быть Тесла, Li Auto, John Deere и любой другой производитель автомобилей и спецтехники.
Лучший иностранный брокер для граждан РФ и РБ
основано2007депозитот $100инвестицииАкции, ПАММ, IPO, ДУкредитное плечодо 1:20bonusдо 2000$demomobileрегуляторCySEC, ESMA - Покупка облигаций производителей автомобильной техники. Бонды используются для привлечения капитала на более выгодных условиях по сравнению с банковским депозитом.
- Работа со стартапами. Сейчас особо популярны стартапы, связанные с техникой, работающей на электричестве, водороде.
Непрямые инвестиции сводятся к работе с биржевыми фондами (ETF), взаимными фондами, ПИФами. Портфель собирает профессиональный управляющий, инвестор лишь приобретает акции ETF или паи фонда. Именно поэтому инвестиции называются непрямыми, между вложениями в бумаги производителя техники и инвестором есть посредник в лице управляющего.
ТОП-10 акций автомобильных компаний
В этот ТОП вошли не только бумаги производителей обычных автомобилей, но и акции производителей спецтехники, сельскохозяйственных машин и механизмов. Перечень лучших акций выглядит так:
- Tesla. Лидер на рынке электромобилей, бренд известен во всем мире. Инвесторы в целом позитивно оценивают перспективы компании за счет наращивания поставок в Китай и благоприятной ситуации на американском рынке. Акции этой компании включены в портфели 70+ крупных хедж-фондов, объем их совокупной длинной позиции превышает $6 млрд.
- Deer & Co. Американский производитель сельскохозяйственной, строительной и лесозаготовительной техники. Компания известна под именем John Deere, капитализация превышает $100 млрд. John Deere выплачивает неплохие дивиденды, что делает эти акции хорошим выбором для дивидендных портфелей.
- Caterpillar Inc. Мировой лидер в производстве строительного, горного оборудования, двигателей, промышленных турбин, также в портфеле компании – производство локомотивов. В начале 20-х годовая выручка приближалась к $60 млрд, что делает Caterpillar одной из крупнейших в мире. В конце 2022 г. порядка 50 крупных фондов держали длинные позиции объемом свыше $5 млрд.
- General Motors Company. В 2022 г. компания продала чуть меньше 6 млн автомобилей, в прошлом десятилетиями удерживала статус крупнейшего автопроизводителя, сейчас стабильно входит в ТОП5-ТОП10. General Motors наладила производство в 20+ странах, бренд известен во всем мире.
- Paccar Inc. Американский производитель тяжелых грузовиков, входит в ТОП3 производителей грузовиков в мире. Акции неплохо показали себя даже в период замедления роста спроса на рынке грузоперевозок. Одна из причин этого – сегмент по производству и продаже автозапчастей, он показывает хороший результат в период спада на рынке грузоперевозок.
- Cummins Inc. Американский производитель дизельных, газовых, гибридных силовых установок. Помимо производства занимается их ремонтом и обслуживанием. Капитализация превышает $30 млрд, по объему выручки входит в 150 лучших компаний США.
- CNH Industrial. Компанию можно назвать и британской, и нидерландской, в Великобритании находится штаб-квартира, но зарегистрирована CNH в Нидерландах. Специализируется на производстве сельскохозяйственной и строительной техники, бренд известен своими тракторами, сеялками, коммерческими автомобилями.
- Wabash National Corporation. Американский производитель полуприцепов и систем для транспортировки жидкостей. Wabash проектирует и производит прицепы для сухогрузов, цистерн для перевозки жидкостей, рефрижераторов и прочего оборудования этого типа. Также компания производит напольные покрытия, использующиеся в соответствующих прицепах.
- Oshkosh. Производит легкие, средние и тяжелые автомобили для нужд военных. Также в портфеле – производство оборудования для тушения пожаров, подъемного оборудования, техники для укладки бетона, обработки отходов, противоминной защиты, роботизированные боевые машины. В своем секторе это одни из лучших акций.
- Ford Motor Company. Один из мировых лидеров в сфере производства автомобилей, входит в ТОП5 автомобилестроительных компаний за все время существования этой индустрии. Производит грузовые и легковые автомобили, есть и сегмент, отвечающий за автомобили класса люкс.
Видно, что на длинной дистанции по большинству из этих бумаг есть долгосрочный бычий тренд. Если инвестировать не в 1-2 акции, а собрать диверсифицированный портфель, то получим неплохую доходность.
На дистанции за последние 10 лет портфель из перечисленных акций обеспечил годовой рост в среднем на 16,07%. При этом видно, что волатильность доходности великовата, а большая часть прибыль обеспечена в рамках постковидного восстановления. Начали восстанавливаться логистические цепочки, это повысило спрос в том числе на транспорт, то же касается производства и спецтехники.
Преимущества и риски инвестирования в машины
К преимуществам этого направления можно отнести:
- Стабильно высокий спрос на автоперевозки, это касается и грузовых, и пассажирских перевозок. Современная экономика не сможет существовать без автомобилей.
- Спрос на спецтехнику со стороны строительного, сельскохозяйственного и прочих секторов.
- Низкий порог входа. Не обязательно покупать автомобиль, чтобы инвестировать в автоиндустрию. Можно просто купить акции Tesla или другой компании, это также сделает вас инвестором в автомобилестроительный сектор.
- Положительные прогнозы, предсказывающие рост этого сегмента. Это касается и обычных автомобилей, и спецтехники. До конца десятилетия средний годовой рост может находиться в пределах от 3-4% до 7-10% в зависимости от конкретного направления.
- Быстрое восстановление после кризиса. В такие моменты резко растет спрос на транспортные услуги, растущее производство обеспечивает рост спроса на спецтехнику и различные механизмы.
- Стабильные дивиденды. Это характерно не для всех бумаг, но среди сотен акций этого сегмента можно отобрать как минимум 10-15 со стабильными выплатами.
В недостатки можно записать:
- Стандартные инвестиционные риски. Никто не может гарантировать рост купленных акций.
- Сильную зависимость от фазы экономического цикла. Автомобили и спецтехника – не продукты первой необходимости, в периоды кризисов спрос на них снижается.
- Возможность затяжной стагнации. Не исключен сценарий, при котором котировки будут двигаться в горизонтальном коридоре годами.
- Зависимость от внешних факторов. Резкий рост процентной ставки, санкции могут сильно усложнить жизнь любому производителю. О таком форс-мажоре не предупредит ни один отчет.
Резюме
Инвестиции в машины отлично работают при растущей экономике. При таком сценарии доходность обгоняет средний результат по рынку. В кризисные периоды не исключен спад, но практика показывает, что после него автомобилестроительная и смежные индустрии быстро восстанавливаются.
Это направление нельзя назвать безрисковым, но и игнорировать его не стоит. На дистанции в 10-20 лет оно вполне может обеспечить среднюю годовую доходность на уровне 10-15%.