Инвестиции в инфраструктуру – от автомобильных дорог до центров обработки данных

инвестиции в инфраструктуру

 

Инвестиции в инфраструктуру часто рассматривают как вариант вложений с низким риском. В отличие от большинства других направлений здесь не идет речь о цикличности, инвестор получает частичную защиту от инфляции и низкую корреляцию с другими типами активов. Этого достаточно для того, чтобы инфраструктура выглядела как минимум не хуже других направлений.

  1. Общая характеристика инфраструктурного направления, его особенности
  2. Направления инвестиций в инфраструктуру
  3. Способы инвестирования в инфраструктуру
  4. Примеры infrastructure stocks
  5. Перспективы роста
  6. Преимущества и недостатки инвестиций в инфраструктуру

 

Общая характеристика инфраструктурного направления

Инфраструктурой можно назвать совокупность физических объектов и систем, обеспечивающих жизнедеятельность общества и экономики государства в целом. Это чрезвычайно обширное направление, в которое можно включить и сеть автомобильных/железных дорог, и мосты, и парки, и школы, детские сады, больницы, электросети, системы водо-, газо- и теплоснабжения.

Это направление существенно отличается от остальных:

  • Инфраструктура практически не подвержена цикличности. Независимо от фазы экономического цикла люди не перестанут лечиться в больницах, потреблять электричество, газ, воду. Стабильный спрос делает этот сектор более устойчивым.
  • Возникает своего рода защита от инфляции. Платные услуги обычно корректируются на величину инфляции, это поддерживает акции соответствующих компаний.
  • Крупные проекты чаще всего финансируются государством. Это делает положение компаний, задействованных в реализации этих проектов, стабильным. Госфинансирование может прерваться только в исключительных случаях. Проекты меньших масштабов могут финансироваться из местных бюджетов или силами частного бизнеса. Их надежность несколько ниже.
  • Низкая корреляция с обычными акциями. Это неплохо сказывается на диверсификации инвестпортфеля.
  • Большие сроки реализации. Если речь идет о крупном инфраструктурном проекте, то его реализация может занять годы. В течение всего этого времени задействованные компании будут получать госфинансирование.
  • Доходность не уступает, а то и превосходит вложения в обычные категории активов.

Иногда государство рассматривает инфраструктурные проекты как способ решения экономических проблем. Хороший пример – выход США из Великой депрессии. Тогда ключевую роль сыграли именно масштабные вложения в инфраструктуру, это позволило создать миллионы рабочих мест и перезапустить экономику. Процесс был комплексным, но инфраструктурное направление стало ключевым.

Похожая ситуация повторилась совсем недавно – в начале 20-х годов нынешнего века. В 2021 г. Байден одобрил инфраструктурный проект общей стоимостью более триллиона долларов. Это не только желание улучшить инфраструктуру в целом, но и попытка оживить экономику.

25% инфраструктурных активов

В целом, включение инфраструктурных активов в портфель делает его стабильнее, снижает риск и как минимум не уменьшает доходность. BlackRock проводила небольшое исследование согласно которому с точки зрения соотношения риск/доходность портфель, включающий 25% инфраструктурных активов обгоняет стандартный инвестпортфель 60/40.

 

 

Направления инвестиций в инфраструктуру

Инфраструктура включает в себя несколько разных направлений. Можно вкладывать в:

  • Коммунальный сектор. Это водопроводные/канализационные системы, водоочистные системы, системы утилизации отходов. Это может быть и строительство этих систем, и их обслуживание, в этот сектор попадает большинство коммунальных компаний. Например, American Water Company – коммунальная компания, на ее балансе есть водопроводные сети. Ее акции можно отнести к infrastructure stocks.
  • Энергетическую инфраструктуру. Речь идет об операторах электростанций, линий электропередач. Сюда же можно отнести компании, управляющие сетями трубопроводов для перекачки нефти и газа, объектами для хранения углеводородов.
  • Возобновляемую энергетику. С развитием «зеленой» энергетики это направление выделено в отдельную категорию. Сюда входят солнечные и ветряные электростанции, геотермальные установки, биогазовые установки.
  • Транспортный сектор – авто- и железные дороги, порты, ж/д станции, метро, аэропорты.
  • Телекоммуникационную инфраструктуру. Сюда относится ВОЛС (волоконно-оптические линии связи), дата-центры, вышки сотовой связи, спутниковая связь.
  • Социальную инфраструктуру. Больницы, школы, парки, муниципальные здания.
  • Туристический сектор.

Необязательно останавливаться на чем-то одном. Достойные кандидаты есть в каждом из перечисленных направлений.

Рекомендую прочитать также:
акции с ежемесячныи дивидендами
ТОП-11 акций с ежемесячными дивидендами
  В инвестиционном мире, где множество факторов, включая экономические колебания и глобальные тенденции, влияют на рынок, инвесторы постоянно ищут надёжные […]

 

Способы инвестирования в инфраструктуру

Инвестирование в инфраструктуру не сводится к покупке акций, есть и другие методы. Ниже – полный список всех возможных вариантов:

  • Покупка акций. Простейший и самый доступный метод вложений в инфраструктурные проекты. Вы не сможете инвестировать в конкретный проект, вместо этого покупаются акции компаний, задействованных в их реализации. Это может быть обычная коммунальная компания, управляющая водо-, газо-, электросетями.

    Лучший иностранный брокер для граждан РФ и РБ

    основано
    2007
    депозит
    от $100
    инвестиции
    Акции, ПАММ, IPO, ДУ
    кредитное плечо
    до 1:20
    bonus
    до 2000$
    demo
     
    mobile
     
    регулятор
    CySEC, ESMA

    9,9

     
     
  • Покупка обычных облигаций (корпоративных и муниципальных). Более надежный вариант так как на доходность не влияет волатильность акций. Если компания надежная, то вероятность ее дефолта невелика и инвестор гарантированно получит купонный доход по бондам.
  • Project bonds. Это облигации, эмитированные для финансирования конкретного инфраструктурного проекта. В отличие от обычных они обеспечиваются не активами компании-эмитента, а будущими доходами от проекта. Это может быть, например, строительство платной объездной дороги или моста. Вместо того, чтобы ждать госфинансирования город может попробовать привлечь средства за счет project bonds.
  • Участие в тендерах. Подойдет скорее владельцам бизнеса, желающим получить надежного заказчика в лице государства.
  • Прямые инвестиции на стадии greenfield (ранняя фаза) либо brownfield (поздняя фаза, когда речь идет о модернизации либо перестройке существующего объекта).
  • Инфраструктурные ETF. Каждая бумага такого фонда – готовый портфель, включающий несколько инфраструктурных акций. Бумаги ETF торгуются на биржах, как и акции обычных публичных компаний. Примеры таких фондовiShares Global Infrastructure UCITS ETF, VanEck FTSE Global Infrastructure.
  • REIT. Принцип работы тот же, что и у ETF, но акцент сделан на недвижимости, также REIT обязаны распределять среди акционеров большую часть прибыли. Примеры таких фондов – Uniti Group, SBA Communications.
  • Инфраструктурные взаимные фонды (mutual funds). Отличаются от ETF более сложным процессом входа/выхода и более агрессивной стратегией управляющего. Базовая идея та же – средства инвесторов направляются в целый портфель активов с акцентом на инфраструктуру.
  • ПИФы. Их можно рассматривать как аналог ETF, но действующих в российском правовом поле. Инфраструктурных фондов мало, можно упомянуть разве что 5147-СД для квалифицированных инвесторов. Но в будущем ситуация может измениться. Этот вариант удобен для российских инвесторов так как на доступность ПИФов и БПИФов не влияют антироссийские санкции и прочие ограничения.
  • Краудфандинг. Обычно так финансируются некие экзотические проекты типа дорог, самостоятельно растапливающих лед/снег или садов на крыше ж/д вокзала. Это реальные примеры, Solar Roadways получила деньги не только от обычных инвесторов, но и от правительства США, правда, идея Solar Roadways провалилась.
  • Партнерские отношения между государством и частным бизнесом. Реализацией инфраструктурных проектов может как минимум частично заниматься частный бизнес. За это он получает часть будущей прибыли. Этот пусть недоступен рядовым инвесторам.

С точки зрения доступности и удобства лидеры – покупка акций, ETF, REIT и облигаций. Прочие методы либо неудобны, либо и вовсе недоступны рядовым инвесторам со сравнительно небольшим капиталом.

 

Примеры infrastructure stocks

С учетом особенностей этого направления в категорию инфраструктурных акций могут попадать самые разные ценные бумаги. Это может быть и коммунальная компания, и IT компания, занимающаяся строительством центров обработки данных.

Список ниже – не рейтинг, а скорее демонстрация того насколько разными могут быть компании для инвестиций в инфраструктуру:

  • Brookfield Infrastructure. Компания владеет целым портфелем инфраструктурных активов в разных секторах (транспорт, энергетика, транспортировка углеводородов, телекоммуникационные системы). Бизнес построен с учетом тренда, в рамках которого государства нередко передают права на инфраструктуру частному бизнесу. Компании, получившие эти права, занимаются управлением/ремонтом полученных систем и получают с них прибыль. Стратегия работает, Brookfield Infrastructure выплачивает стабильные дивиденды и планирует наращивать дивиденды на 5-9% в долгосрочной перспективе.
  • ПАО РусГидро. Одна из крупнейших генерирующих компаний России, в ее портфеле 600+ объектов генерации. Специализируется на возобновляемых источниках энергии (солнечная, ветровая, геотермальная энергетика). Также в собственности РусГидро более 100 тыс. км. электросетей 0,4–220 кВ. По состоянию на начало 20-х годов каждый 8-й произведенный в РФ кВт·ч электроэнергии произведен силами РусГидро.
  • Crown Castle. Работает с телекоммуникационной инфраструктурой, в ее портфеле 40000+ вышек связи, 85000+ миль ВОЛС, около 115000 small cells (небольшие компактные базовые станции небольшой мощности). Играет значимую роль в развитии 5G в США.
  • Larsen & Toubro. Крупный индийский конгломерат, занимается строительством объектов инфраструктуры, переработкой газа, генерацией и транспортировкой электроэнергии, добычей и переработкой минерального сырья, производством высокоточных инженерных систем, судостроением. Ведет деятельность в 50+ странах, штат сотрудников насчитывает 400+ тыс. человек, входит в Fortune 500.
  • NBCC. Еще одна индийская компания, занимается управлением инфраструктурными проектами, их реализацией, оказывает консалтинговые услуги. Среди ее проектов – перестройка и восстановление старых городских районов, создание «умных городов».
  • American Tower Corp. Это REIT, в его портфеле 40000+ вышек связи в США и Канаде, фонд сдает их (иногда на одной вышке может находиться оборудование нескольких арендаторов). Играет важную роль в развитии и улучшении покрытия, особенно в сельской местности. Активно работает за пределами США, в Латинской Америке – 45000+ вышек, в Европе – 30000+, в Африке – 24000+, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 75000+.
  • Quanta Services Inc. Американская компания, занимается проектированием, строительством, обслуживанием и ремонтом энергетической, нефтегазовой и телекоммуникационной инфраструктуры. В 2024 г. стоимость портфеля заказов впервые в истории Quanta Services превысила $30 млрд.
  • Getlink SE. Парижская компания, основной актив – тоннель под Ла-Маншем, Getlink отвечает и за состояние тоннеля, и за организацию пассажирского/грузового транспортного сообщения континентальной Европы с Великобританией. Компания участвует и в других проектах (минимизация углеродного следа, сокращение выбросов CO2, CIFFCO – центр обучения и подготовки кадров, ElecLink – высоковольтная линия электропередачи между Францией и Великобританией).
  • China Yangtze Power Co. Основное направление деятельности – управление несколькими ГЭС (Три ущелья, Сэнцзяба, Гэчжоуба, Силоду), также компания участвует в зарубежных проектах. Через China State Grid Corporation электроэнергия продается в центральную часть Китая. Сама China Yangtze является дочерней структурой China Three Gorges Corporation.
  • Aker Solutions ASA. Норвежская технологическая компания, специализируется на энергетике, нефтегазовой отрасли, возобновляемых источниках энергии. Деятельность Aker Solutions включает проектирование и строительство морских платформ, инфраструктуры для транспортировки углеводородов, проектирование и производство оборудования для подводных работ.
Рекомендую прочитать также:
акции Occidental Petroleum
Акции Occidental Petroleum (OXY) — стоит ли инвестировать?
  Occidental Petroleum Corporation, зарегистрированная в 1920 году и базирующаяся в Хьюстоне, штат Техас, США, является значительным игроком в нефтегазовой […]

Этот список можно продолжать практически до бесконечности. В него войдут и операторы ГЭС, и компании, развивающие связь стандарта 5G, и операторы трубопроводов, перекачивающих нефть и газ. Инвестировать можно в любое направление, но никто не отменял стандартные правила отбора акций (оценка по мультипликаторам, изучение отчетности).

 

Перспективы роста

Есть несколько глобальных трендов, практически на 100% гарантирующих рост расходов на развитие инфраструктуры. Ключевые из них:

  • Рост населения. Несмотря на проблему старения населения в развитых странах в масштабах планеты популяция увеличивается. Ожидается, что к середине века на планете будет проживать более 9 млрд человек. Важно и то, что большая часть роста придется на страны Африки, Индию и прочие государства со слабой развитой инфраструктурой. Властям придется вкладывать в ее развитие значительные средства.

Рост населения

  • По оценкам Global Infrastructure Hub в масштабах планеты инвестиции в инфраструктуру должны достичь $94 трлн. Это связано с постепенным износом существующих систем, необходимостью их ремонта, обслуживания, реализации новых инфраструктурных проектов. Это теоретически необходимая сумма, нет гарантий, что объем финансирования будет именно таким. По оценкам того же Global Infrastructure Hub при современной динамике недофинансирование достигнет порядка 18-19%.
  • Продолжающаяся урбанизация. По оценкам ООН к середине века в городах будет постоянно проживать порядка 68% населения (в 2022 г. около 50%). Это потребует значительной модернизации системы водо-, тепло-, электроснабжения, систем общественного транспорта.
  • Декарбонизация экономики. Это долгосрочная стратегия, но ее реализация также создает новые требования к инфраструктуре, особенно по части «зеленой» энергетики. На это накладывается растущий спрос на электричество, например, в США к концу десятилетия спрос может увеличиться на 20%.
  • Продолжающаяся цифровизация экономики, рост интернета вещей, внедрение искусственного интеллекта. Все это требует развития соответствующей инфраструктуры
  • Власти рассматривают инфраструктурные проекты как способ стимулировать рост экономики. Помимо США с их расходами в $1+ трлн можно упомянуть и европейский NextGenerationEU с совокупным объемом финансирования приближающимся к $1 трлн.

умеренно оптимистический сценарий от Mordor Intelligence

Числа в прогнозах отличаются, но разные аналитики сходятся во мнении, что инфраструктурный сектор будет расти. Если взять за основу умеренно оптимистический сценарий от Mordor Intelligence, то к 2029 г. объем рынка достигнет $3,69 трлн ($2,72 трлн в 2024 г.), а средний годовой рост составит 6,27%. Allianz Global Investors говорит о CAGR в районе 6-10% до конца текущего десятилетия, так что этот диапазон можно считать ориентиром.

 

 

Преимущества и недостатки инвестиций в инфраструктуру

К сильным сторонам можно отнести:

  • Стабильные денежные потоки. Например, платная дорога будет генерировать предсказуемый денежный поток годами, а то и десятилетиями. Операторы таких объектов чувствуют себя стабильно, имеют запас прочности.
  • Защиту от инфляции. Обычно стоимость использования объектов инфраструктуры повышается на величину инфляции.
  • Низкую корреляцию с другими типами активов.
  • Поддержку со стороны государства.
  • Низкую волатильность. Объекты инфраструктуры и все, что с ними связано в меньшей степени подвержено резкому изменению стоимости.
  • Слабую зависимость от фазы экономического цикла.
Рекомендую прочитать также:
инвестиции в айфон
Инвестиции в iPhone — как вложиться в производство «смартфона мечты»
  Инвестиции в айфон не сводятся к покупке и перепродаже яблочных смартфонов или вложениям в бумаги самой Apple. В эту […]

Есть и специфические недостатки:

  • Многое зависит от политической ситуации. Смена власти может спровоцировать отказ от реализации крупных инфраструктурных проектов в попытке, например, сэкономить деньги.
  • Возможные проблемы с ликвидностью. Объекты такого типа сложно продать, у собственника могут возникнуть проблемы при необходимости быстро выйти из проекта.
  • Высокие стартовые затраты и долгая окупаемость.
  • Управленческий риск. Из-за ошибок в стратегических или операционных решениях, неправильного распределения ресурсов, слабого контроля за процессами или недостаточного реагирования на внешние изменения может снизиться доходная часть. Это увеличит и без того большой срок окупаемости.
  • Отдельные направления все же зависят от фазы экономического цикла. Это касается, в частности, авиаперевозок, грузовых перевозок.

С точки зрения обычного инвестора ключевые преимущества – низкая корреляция с другими типами активов и неплохая доходность. Вы получаете актив, который будет приносить доход не ниже, чем рынок, но при этом он будет выступать еще и в роли балансира, снижающего общий риск портфеля.

 

 

Заключение

Инвестиции в инфрастурктуру достигают триллионов долларов и будут расти на многолетней дистанции. Масштабные финансовые вливания делают это направление отличным дополнением любого инвестпортфеля. Недостатков практически нет – риски приемлемые, нет сильной корреляции с обычными типами активов, доходность при этом может обгонять рынок.

Инфраструктурные инвестиции можно советовать всем без исключения. На них можно выделить как минимум 10-15% от общего капитала.

 

Автор: Вадим Бон

Инвестор, предприниматель, трейдер, автор и создатель финансового блога internetboss.ru

"Занимайтесь любимым делом - только так можно стать богатым".

Подпишись на телеграм канал блога! - @internetboss_invest

Бесплатные торговые идеи, новые статьи сайта, важные новости из мира финансов и многое другое

Читайте также