Алкогольные напитки вряд ли уйдут из нашей жизни в ближайшие десятилетия. Несмотря на популяризацию ЗОЖ алкоголь остается востребованным продуктом, в этой индустрии есть компании с многомиллиардной капитализацией. Инвестиции в алкоголь могут стать неплохим вариантом вложений, в отличие от большинства других секторов это направление устойчиво к кризисам. Его можно рассматривать как защитный актив.
- Исторический обзор: как алкоголь стал ценным активом
- Состояние алкогольной индустрии, перспективы развития
- Почему алкоголь может быть привлекательным для инвесторов
- ТОП-10 акций алкогольных компаний
- Как инвестировать в алкоголь
Исторический обзор: как алкоголь стал ценным активом
Первые алкогольные напитки появились более 9000 лет назад. Скорее всего это произошло раньше, но первые документальные свидетельства датируются 7000 г. до н. э. Если считать алкоголем любой забродивший напиток, то можно сказать, что алкогольные напитки – практически ровесник человечества.
Одна из причин развития этой индустрии – появление керамической посуды. Она существенно расширила возможности древних производителей алкоголя.
В то время алкоголь активно использовался как элемент религиозных обрядов и культуры в целом. Его использовали для общения с богами, духами, умершими родственниками, в обрядах побратимства.
- В VII в. н. э. арабы научились производить чистый спирт. В этот период начались первые попытки производства особо крепких напитков.
- Следующий этап развития пришелся на средневековье. В тот период двигателем винодельческой индустрии стали монастыри и путешествующие торговцы. В монастырях производили крепкий алкоголь, а продукция пивоваров пользовалась особой популярностью в народе.
- В 18-19 веках индустриализация сильно изменила алкогольную промышленность. Появляется технология ферментации, происходит стандартизация производства, совершенствуется дистилляция. Появляются сверхпопулярные напитки типа виски, со временем ставшие визитными карточками соответствующих стран. За счет развития транспортной инфраструктуры усиливается распространение алкогольной продукции.
- Уже в 20 веке начинаются первые попытки борьбы с алкоголем. В то же время стало ясно, что запреты не работают, и бороться с этой индустрией можно только за счет пропаганды ЗОЖ.
Инвестиции в алкоголь были актуальны еще в начале 20 века. С тех пор ситуация принципиально не изменилась. Люди по-прежнему употребляют спиртные напитки, что делает положение этой индустрии как минимум стабильным.
Состояние алкогольной индустрии, перспективы развития
Алкоголь — это не только водка, виски или бурбон. Напитки этой группы можно разделить на 4 категории:
- Вина.
- Пиво.
- Спиртные напитки. Сюда входят более крепкие продукты – виски, водка и прочие.
- Гибридные напитки. Ожидается, что именно они обеспечат существенный вклад в рост рынка алкоголя. Гибридными они называются из-за того, что смешиваются вкусы разных групп напитков, за счет новизны привлекаются новые клиенты. Примеры таких продуктов – пиво, выдержанное в винных бочках, ром и текила, ром и чай, ром, чай и ромашковый настой. Добавляют и фруктовые нотки, все зависит от фантазии производителя.
По состоянию на начало 20-х годов мировой рынок алкоголя был сильно фрагментирован. Сильно выделяется пиво и крепкий алкоголь. На вина и напитки прочих типов приходится меньше трети мирового рынка.
В начале 20-х годов объем мирового рынка приближался к $2 трлн. Ожидается, что к концу десятилетия он вырастет примерно вдвое и приблизится к $4 трлн.
Пандемия наглядно показала, что этот сектор неплохо переживает кризисные периоды. По итогам 2020 г. объем рынка снизился на 5,22%. Это солидное падение, но, учитывая масштабы форс-мажора, его можно считать небольшим.
Одним из ключевых факторов роста рынка алкоголя считается рост доходов граждан таких стран как Китай, Индия. Ожидается серьезный рост продаж в азиатском и тихоокеанском регионах.
Помимо гибридных алкогольных напитков ожидается рост сегмента премиального алкоголя. В этот сегмент включены напитки, стоимость которых превышает $100.
IWSR дает любопытные прогнозы с ростом отдельных сегментов алкогольной индустрии. На дистанции с 2021 до 2026 г. ожидается:
- В Великобритании рост стоимости напитков на основе агавы на 88%. США станут основным производителем этого типа напитков.
- Объем продаж увеличится на 5%, а стоимость – на 15%.
- Продажи виски увеличатся на 23%, его стоимость – на 29%.
- Стоимость джина, коньяка и рома вырастет на 24%, 23% и 13% соответственно.
Прогнозы по рынку могут существенно отличаться. Но независимо от источника ожидается рост рынка алкоголя, отличаются только ожидаемые темпы. Ни один из сценариев не предполагает падение продаж и стоимости ключевых напитков.
Почему алкоголь может быть привлекательным для инвесторов, ключевые риски
К аргументам «за» инвестиции в алкоголь можно отнести:
- Стабильный спрос. Алкоголь – неотъемлемый компонент практически любого застолья, праздничного мероприятия и просто ужина в ресторане.
- Реклама. Благодаря ей для значительной части людей алкоголь стал неотъемлемой частью взрослой жизни.
- Сильный дисбаланс между спросом и предложением в сегменте элитного алкоголя. Нарастить производство крайне сложно так как производители зависят от сырья. Качество сырья в свою очередь зависит от погодного фактора. К тому же для элитных вин нужно сырье экстра-класса, а его обеспечит далеко не каждый виноградник.
- Умеренная реакция на кризисы и форс-мажоры. Покупатели могут перейти на более дешевые напитки, но вряд ли откажутся от алкоголя в принципе. Именно за счет этого коронавирус относительно слабо повлиял на индустрию алкоголя. Восстановление не заняло много времени.
- Культуру потребления. Алкоголь – не просто вредная привычка, а часть культуры некоторых стран.
- Защиту от инфляции. Речь идет в первую очередь о коллекционном алкоголе, со временем элитные сорта дорожают, в разы обгоняя инфляцию. Корреляция с тем же S&P 500 невелика, в пределах 0,5-0,6.
- Появление новых напитков, совершенствование технологий производства. Это может стать дополнительным драйвером роста индустрии (гибридные напитки – один из таких примеров.
Риски также есть, ключевой – вред здоровью при чрезмерном потреблении алкоголя. Это факт, от него нельзя отмахнуться, ВОЗ сообщает, что среди молодых людей в возрасте 2039 лет 13,5% смертей спровоцировано алкоголизмом.
Вам будет интересно почитать
К прочим рискам отнесем:
- Предвзятое отношение к алкоголю в целом. Есть масса примеров того, как алкоголизм влияет на жизнь человека в целом, буквально уничтожая его как личность.
- Изменение предпочтений аудитории. Смена настроения может приводить к падению продаж отдельных напитков, это медвежий фактор для акций соответствующего производителя.
- Возможное изменение законодательства. В прошлом были прецеденты, когда отдельные государства пытались на законодательном уровне запретить продажу/употребление алкогольных напитков.
- Зависимость производителей от отдельных видов сырья. Например, производители пива зависят от урожая хмеля. Ухудшение погодных условий может спровоцировать недостаток сырья, это повлияет на его стоимость и себестоимость пива. Повышение цены напитка станет причиной падения продаж.
- Специфические условия хранения продукции. Это касается и влажности, и температурного режима, и условия освещения. Их нарушение может уничтожить партию напитков.
- Социальные риски. Речь идет о предвзятом отношении к индустрии в целом.
- Зависимость от состояния экономики. Хотя у алкоголя и есть определенный демпфер, у него все же есть пределы. При сильном падении доходов люди могут не перейти на более дешевые напитки, а отказаться от алкоголя в целом.
Все сказанное означает лишь то, что алкоголь, как и другие направления, не должен быть единственным компонентом инвестиционного портфеля. Специфические риски нужно компенсировать другими типами активов.
ТОП-10 акций алкогольных компаний
Этот ТОП компания для инвестиций в алкоголь составлен с учетом количества хедж-фондов, купивших соответствующие бумаги. Чем большее количество фондов заинтересовано в акциях, тем выше позиция этой компании:
- Constellation Brands, Inc. Американская компания, занимается производством и дистрибуцией пива, вин, крепких спиртных напитков. В 2022 г. стала крупнейшим производителем пива в Америке, сместив Bud Light. Ее продукция доступна в США, Мексике, Канаде, Италии, Новой Зеландии.
- Monster Beverage Corporation. Американский производитель энергетических напитков, приобрел мировую известность именно как производитель энергетиков. В начале 20-х годов в продажу поступил алкогольный напиток (The Beast Unleashed). К категории alcohol stocks эти акции относятся с натяжкой так как алкогольные напитки – не ключевой продукт.
- Molson Coors Beverage Company. Канадско-американская компания, входит в ТОП3 пивоварен мира, именно пиво – ключевой продукт. Производятся и другие алкогольные напитки (виски, сидр). Бизнес активно расширяется, развитие идет в основном в сегменте пивоварения.
- Brown—Forman Corporation. Еще один американский производитель алкогольных напитков, специализируется на крепком алкоголе. Владеет всемирно известным брендом Jack Daniels, помимо виски выпускает водку, текилу. Большая часть голосующих акций находится в руках потомков основателя. Несмотря на то, что Brown—Forman – публичная компания ее полностью контролирует семейство Форманов.
- Diageo plc. Британская компания, ключевой игрок на рынке виски, Diageo производит порядка 40% шотландского виски. Также в ее портфеле – производство текилы, водки, кофейного ликера, есть и безалкогольный сегмент (бренд Seedlip). Входит в ТОП10 производителей напитков в мире.
- The Boston Beer Company, Inc. Входит в пятерку крупнейших пивоваренных компаний США, в 2019 г. объединилась с Dogfish Head Brewery. Ключевой актив в портфеле – пиво Samuel Adams. Компания сравнительно молодая, основана в 1984 г., активно развивается, инвестируя десятки миллионов долларов в расширение сети пивоварен.
- The Duckhorn Portfolio, Inc. Американский производитель премиальных вин, владеет виноградниками в долине Напа (считается едва ли не лучшим винодельческим регионом мира). Ее виноградники неоднократно попадали в номинацию «100 лучших виноградников мира».
- Anheuser-Busch InBev Sa/NV. Бельгийско-бразильский производитель пива. По объему производства – мировой лидер, так, в 2022 г. компания произвела почти 600 млн гектолитров этого напитка. На протяжении 20 лет их бренд Bud Light был самым популярным пивом в Америке, в начале 20-х годов уступил это звание Constellation Brands.
- MGP Ingredients, Inc. Основной производитель американского виски. Основное направление работы – продажа продукции мелким производителям алкоголя. С использованием продукции MGP на рынок поставляются напитки от порядка 50 разных производителей.
- Tilray Brands, Inc. Американский производитель крафтового пива и каннабиса. Компания известна в первую очередь за счет каннабиса, в этом сегменте она – один из мировых лидеров. Крафтовое пиво также важно, но обеспечивает меньшую долю выручки.
Среди alcohol stocks есть десятки других бумаг. В ТОП включены лучшие с точки зрения хедж-фондов, интерес со стороны крупных инвесторов выступает в роли неплохого индикатора.
Как инвестировать в алкоголь
Самый распространенный метод вложений – покупка акций производителей алкоголя либо бумаг соответствующих ETF. Прочие методы потребуют значительный капитал, к ним можно отнести:
- Покупку элитных/коллекционных вин с расчетом на существенный рост их стоимости в будущем. Стоимость может начинаться от тысяч долларов и доходить до сотен тысяч за бутылку. Помимо большого стартового капитала метод неудобен еще и тем, что придется обеспечить условия хранения вин. Для этого необязательно быть гуру в винном бизнесе. Есть платформы типа Winecap или Cult Wines, они облегчают первые шаги инвестора в коллекционные вина.
- Вложения в производителей алкоголя. Это может быть кредитование небольшой развивающейся частной пивоварни или покупка доли в действующем предприятии с устоявшимся рынком сбыта. Здесь нужны хотя бы минимальные навыки оценки рисков, чтобы спрогнозировать потенциал развития производителя алкогольных напитков.
Как и предыдущие методы покупка акций относится к прямым инвестициям. Для этого нужен только брокер с выходом на нужные биржи и сравнительно небольшой стартовый капитал. Можно начинать с малого, постепенно докупая ценные бумаги и наращивая стоимость инвестиционного портфеля.
Лучший иностранный брокер для граждан РФ и РБ
Для оценки потенциала инвестирования в алкоголь проведено сравнение портфеля из 7 alcohol stocks с достаточной историей и S&P 500. Видно, что на одном и том же историческом промежутке алкоголь обеспечил среднюю годовую доходность, практически вдвое превышающую S&P 500.
За счет сложных процентов в валюте результат оказался еще более впечатляющим. В случае с S&P 500 стартовые $10000 превратились в $92935, «алкогольный» портфель превратил стартовые $10000 в $3,235 млн.
В этом же примере видно, что у alcohol stocks слабая корреляция с рынком в целом. Это позволяет отнести их к защитным активам. В период кризиса они просядут слабее и быстрее восстановятся.
Биржевые фонды обычно не концентрируются только на алкоголе. Чаще всего ETF из этой сферы специализируются на ресторанах, отельном, развлекательном бизнесе. Примеры таких фондов – Defiance Hotel Airline and Cruise ETF, Kelly Hotel & Lodging Sector, AdvisorShares Restaurant.
Можно использовать и непрямые инвестиции в алкоголь, покупая облигации соответствующих компаний. Бонды стабильнее по сравнению с акциями, в конце периода обращения бумаги эмитент выплачивает держателю ее номинал, а доход формируется за счет купонного дохода. Чем надежнее эмитент, тем ниже доходность, но выше надежность.
Заключение
Подавляющее большинство инвесторов выбирает покупку акций, это самый удобный метод инвестирования в алкоголь и другие секторы экономики. Alcohol stocks относятся к так называемым «sin stocks» (греховные акции), но это относится скорее к моральной составляющей. Туда же можно записать акции компаний, связанных с игорным бизнесом, оборонным сектором, но это не мешает зарабатывать на них. Доходность может кратно обгонять S&P 500 даже в условиях акцента на ЗОЖ.
Оптимальный сценарий – выделить на это направление 5-15% капитала и периодически пересматривать состав алкогольного сегмента портфеля.