Стартапом принято называть небольшую компанию, которая начинает развивать какой-то проект или производство. Первоначальное понятие startup было связано с IT-сферой, но сейчас этим термином называют практически любое предприятие, находящееся на начальном этапе развития. В то же время в самом развитии стартапа также выделяются отдельные этапы, на каждом из которых инвесторы по-разному относятся к предприятию и подразумеваются разные форматы финансирования. Рассмотрим далее, что такое стартап, какие бывают их виды, как и на каком этапе целесообразно привлекать инвесторов, какой бизнес лучше открывать и т.д.
Что такое стартап простыми словами?
Стартап происходит от английского выражения «startup company», что буквально означает «стартующая компания». Впервые этот термин был использован в журнале Forbes в 1973 году при обзоре компаний из IT-сферы. Журналисты так нарекли компании с коротким сроком операционной деятельности, но продвигающие в жизнь передовые и непривычные на тот момент технологии – автоматизацию, программное обеспечение, различные разработки в сфере компьютеризации.
Но активное распространение стартапы получили в 80-90-х годах, когда такие компании, как Microsoft, IBM, Apple, Xerox вышли на IPO и превратились из странных полухипстерских предприятий в новых технологических гигантов. В эти годы в США наблюдался бум стартапов, широкое распространение которых привело к кризису доткомов в 2000 году.
Сейчас под стартапом понимают вообще любое молодое предприятие, существующее от 1 до 5 лет, имеющее в основе разработку какого-то нового проекта или технологии. Так, очередную торговую точку стартапом вряд ли можно назвать, а вот компанию по разработке ПО для торговых предприятий – вполне.
Обобщим. Ключевые отличительные черты стартапа:
- сравнительно небольшой срок жизни;
- небольшие операционные обороты;
- финансирование проекта производится силами самих стартаперов или сторонних инвесторов;
- в основе стартапа лежит какая-то новая идея.
Еще одна отличительная черта – у стартапов чаще всего убыточная бизнес-модель, особенно, на начальном этапе. Задача инвестора – дать стартапу воплотить свою идею в жизнь, а затем помочь ее монетизировать.
Классификация стартапов
Можно выделить несколько видов стартап-проектов в зависимости от типа бизнеса, например:
- технологические – в основе лежит разработка какого-либо программного обеспечения (например, социальной сети или сервиса);
- производственные – стартаперы придумывают новые способы производства материалов, инструментов, продукции и т.д. (например, новых станков или автомобилей);
- смешанные – например, автоматизированные сервисы по доставке еды или беспилотные автомобили.
По типу наукоемкости:
- основанные на традиционных методах производства или разработки;
- использующие совершенно новые методы и способы.
По типу взаимодействия:
- клоны успешных проектов – как правило, это адаптация уже успешного продукта под определенную аудиторию (например, ВКонтакте можно считать клоном Facebook), причем в ряде случаев клон обзаводится своим функционалом и выгодно отличается от аналога;
- «пришельцы» – стартапы, которые способствуют удешевлению или упрощению производства конечного продукта и за счет этого способные вести ценовую войну для захвата большего куска рынка;
- «темные лошадки» – стартапы, разрабатывающие абсолютно инновационный продукт, который может как сделать революцию, так и остаться незамеченным ключевой аудиторией.
Этапы развития стартапа
Можно выделить несколько этапов развития стартапа.
- Нулевая стадия. На этом этапе производится поиск подходящей идеи, составляется бизнес-план, изучаются конкуренты, определяется позиционирование компании. Затем разрабатывается рабочий прототип с максимальным функционалом. Как правило, на этой стадии стартап финансируется самими основателями и их друзьями / родственниками.
- Посевная стадия. На этом этапе стартап ищет спонсоров (инвесторов), предлагая им разработки, полученные на нулевом этапе. Инвесторы на этой стадии, как правило, финансируют проект, выделяя беспроцентный кредит или участвуя в капитале компании. Вмешательства в организацию стартапа минимальный.
- Стадия запуска. На этом этапе происходит полное позиционирование и определение стартапа. Имеется уже готовый продукт (не прототип), который запускается в ограниченное производство с целью проверки бизнес-идеи. На этом этапе инвесторы активно вливают средства в стартапы, как правило, путем участия в капитале или выкупа ценных бумаг. Для стартапа это наиболее рискованный этап, здесь закрывается порядка 80% всех проектов.
- Стадия роста. На этом этапе стартап, показавший свою жизнеспособность, постепенно преобразуется в классическую вертикально ориентированную компанию. Инвесторы, уже вложившиеся в стартап, начинают занимать ключевые позиции и напрямую влияют на компанию, в том числе помогая ей продвигать товар и обходить конкурентов. Новые инвесторы, как правило, уже не привлекаются, а если и привлекаются – то только как заимодавцы или обладатели долговых бумаг.
- Стадия выхода. Компания достигла наивысшей точки развития. Инвесторы и создатели готовятся продать стартап корпорациям либо выводят компанию на IPO, при этом сами остаются руководителями. Прибыль конечных инвесторов после стадии выхода может достигать сотен процентов в год.
Конечно, данные границы весьма условны, и многое зависит от специфики стартапа. Но при поиске подходящего инвестора важно правильно классифицировать свое предприятие и этап его развития, чтобы верно определить направление финансирования.
Финансирование стартапа
Выделение средств стартапу производится в несколько этапов (они называются «раундами»). Как правило, активное финансирование начинается на стадии запуска – тогда производится первый раунд инвестирования. Если компания успешно осваивает выделенные средства, и продукт показывает свою жизнеспособность, то стартап переходит в стадию активного роста.
Здесь начинаются последующие раунды финансирования – их количество и объем выделенных средств зависит исключительно от соглашений между стартаперами и инвесторами. Но, как правило, проводится не менее 3 раундов.
Выделение суммы поэтапно позволяет инвесторам отслеживать целесообразность расходования средств, а также контролировать развитие проекта. Слишком быстрый рост тоже может оказаться негативным – например, при успешной маркетинговой кампании спрос на продукцию может превысить предложение, а это приведет к задержкам поставок и, соответственно, формированию негативного имиджа.
Как привлечь деньги в стартап?
Есть несколько способов, как искать финансирование. Самый простой и очевидный вариант – ангельские инвестиции. Стартап проект ищет бизнес-ангела – профессионального инвестора, который вкладывает средства в различные проекты, контролирует их рост и помогает развитию.
Бизнес-ангел может принимать участие в финансировании стартапа разными способами:
- выдачей классического возвратного займа с процентами и, скорее всего, с отсрочкой первых платежей;
- выкупом ценных долговых бумаг – векселей и облигаций;
- приобретением акций;
- участием в уставном капитале компании (т.е., по сути, приобретением доли в бизнесе).
Но на деле найти такого бизнес-ангела, особенно, в небольшом городе или если речь идет об уникальной бизнес-модели, довольно сложно. Поэтому есть альтернативные способы привлечения финансирования в стартап проект:
- Бизнес-инкубаторы. Это такие мини-фонды, специализирующиеся на выделении средств начинающим компаниям. Как правило, они начинают подключаться на стадии запуска. Плюс – инвесторы не вмешиваются в работу молодого бизнеса, и руководителям в будущем удастся сохранить контроль над компанией. Минусы – финансирование очень сильно ограничено по своему объему, а процедура получения средств достаточно бюрократизирована.
- Венчурные фонды. Это более крупные фонды, готовые работать со стартапами как на стадии идеи, так и взрывного роста. Получить финансирование здесь проще, а и объемы инвестирования существенные. Однако венчурные фонды обязательно участвуют в капитале компании и в итоге нередко перехватывают инициативу в управлении у основателей.
- Клубы инвесторов. По сути, это сообщество бизнес-ангелов. Клуб собирает средства инвесторов и распределяет их по нескольким проектам. Плюс для стартаперов – мощная поддержка, несколько раундов финансирования, отсутствие явного контроля. Минус – компанию, скорее всего, придется продавать для максимизации прибыли.
- Краудинвестинг. Вы размещаете свой проект на любой краудинвестинговой платформе, после чего потенциальные инвесторы его оценивают, и принимают решение о вложении средств. Подробнее о краудинвестинге читайте по ссылке.
- IPO. Это публичное предложение акций компании. Иногда стартапы практикуют подобное, чтобы ограничить влияние одного (или нескольких) инвесторов, а также защититься от поглощений. Но IPO – это очень дорогостоящая процедура, и без предварительных финансовых вливаний стартап просто не дойдет до нее.
Вам будет интересно почитать
Как придумать хорошую идею для стартапа?
На самом деле придумать хорошую идею для воплощения довольно сложно. Сейчас, когда на многих позициях закрепились настоящие гиганты, активно развивающие собственные стартапы в собственных бизнес-инкубаторах, конкурировать достаточно сложно. Придумывать очередную социальную сеть – «убийцу» ВКонтакте полностью бессмысленно и бесперспективно. Необходимо фокусировать на других направлениях.
Что нужно, чтобы придумать идею для стартапа:
- Посмотреть на проекты вокруг. Возможно, есть что-то, чем вы повседневно пользуетесь, но при этом это неудобно и непрактично. Ваша задача – взять и улучшить это нечто.
- Посмотреть работающие проекты за рубежом. И создать клона, работающего в России. Это довольно хороший способ – на самом деле более 50% «оригинальных» стартапов на самом деле являются переделками зарубежных аналогов. Яркий пример – многочисленные онлайн- или мобильные игры с абсолютно одинаковыми механиками, но разным сеттингом и отдельными особенностями геймплея.
- Стать экспертом. В таком случае, глубоко углубившись в определенную тему, вы сами увидите, что требуется доработать, что будет приносить прибыль, где вы сможете привлечь инвестором. Отличный способ придумать стартап – создать проект на стыке двух несвязанных отраслей. Например, медицина и IT, кулинария и продажи, автомобили и телефония – здесь большой простор для фантазии.
- Найти боли клиентов. Понаблюдайте, за чем приходят люди в вашу компанию (даже если вы работаете наемным работником). Что их не устраивает? В чем они нуждаются? Из этих размышлений может появится идея для стартапа.
- Упростить или удешевить производство. Если вам известен способ, как сделать или произвести что-то дешевле и проще при сохранении того же качества, то можно начинать новый проект с явным конкурентным преимуществом = низкой ценой.
- Создать решения для нового рынка. Когда в Калифорнии началась «золотая лихорадка», больше всего заработали те, кто продавал лопаты. Ваша задача – найти сферу, где в будущем будут крупные деньги (или где они уже есть, но нет решений). И предложите свои «лопаты». Например, в эпоху популярности биткоина многие стартапы использовали для решения проблем бизнеса блокчейн, и весьма успешно.
Словом, основная задача при поиске идеи для бизнеса – идти от потребностей клиента. Если вы поймете, что именно нужно вашей целевой аудитории, решение о создании продукта придет само.
Примеры успешных стартапов в России и за рубежом
В России и мире немало успешных стартапов. И многие из них связаны с личностями их создателей. О таких очевидных историях успеха, как создание Microsoft, Tesla или ВКонтакте, говорить не будем. Вот несколько не таких известных примеров:
- Bloomberg L.P. – компания была основана в 1981 году нынешним мэром Ньй-Йорка Майклом Блумбергом после его увольнения из банка Salomon Brothers. Он разработал стартап, который представлял собой закрытую площадку с финансовой информацией для различной организаций. Сейчас Bloomberg L.P. одна из крупнейших инсайдерских платформ, а Блумберг занимает 13 строчку в списке богатейших людей планеты.
- Сервис для хранения изображений Flickr был создан для сохранения пользовательских картинок в уже неизвестной онлайн-игре. Когда игра была закрыта, разработчики Flickr просто подключили ее к другой игре – и постепенно создали свою сеть.
- LinguaLeo была создана как обучающая платформа для повышения уровня владения английским языком. Основатель стартапа Айнур Абдулнасыров сделал ставку на геймификацию процесса – и не прогадал. Пользователи помогают маскоту Лео преодолеть экзотические джунгли – у них повышается мотивация работать дальше. Сейчас стартапер находится в первой сотне молодых российских миллионеров.
- AmazingHiring – специализированная платформа для поиска профессионалов в сфере IT. Она анализирует профиль соискателя по открытой информации в интернете и предоставляет полный список его компетенций работодателю.
- Cardberry считается лучшим стартапом 2015 года в России. Идея проста: объединить на одном электронном носителе данные нескольких дисконтных и бонусных карт. В результате пользователи могли не носить с собой кучу карточек и не боялись забыть ту или иную дисконтку.
- MoneyMan – участник престижного рейтинга Russian Startup Rating. Представляет собой первую в России автоматизированную платформу по выдаче микрозаймов.
В целом к примерам стартапов можно отнести даже такие крупные компании, как Тинькофф Банк, который регулярно предлагает абсолютно новые решения для рынка (доставка карт, онлайн-кабинеты, универсальные брокерские решения и т.д.), Яндекс, Tesla, Google. Главное – новая идея и закрытие болей клиента.