Акции NIO — перспективы и риски инвестиций в китайского производителя электромобилей

акции NIO

 

NIO – молодая китайская компания, несмотря на то, что она была основана в 2014 г. производитель электромобилей уже успел пройти листинг на крупнейших площадках планеты. Капитализация уже превысила $30 млрд, а продажи в 2021 г. доходили до $5,626 млрд. Акции NIO – неплохой выбор для портфеля роста, в будущем котировки этих бумаг могут существенно вырасти.

 

Краткая характеристика NIO

  • ✅Год основания: 2014 г.
  • ✅Основатель: Ли Бин.
  • ✅Капитализация: $30+ млрд.
  • ✅Направление работы: производство электромобилей, разработка «беспилотного» ПО.
  • ✅Количество акций: 1,313779445 млрд акций – обычные акции класса А, 128,293932 млн бумаг класса В, 166,982691 млн акций класса С.
  • ✅Тикер: NIO.
  • ✅Биржа: основной объем торгуется на NYSE.
  • ✅Ключевые акционеры: Baillie Gifford & Co., Hillhouse Investment Management Ltd., The Vanguard Group, Inc., SSgA Funds Management, Inc.
  • ✅Дата IPO: 12 сентября 2018 г.

 

Стоимость акции NIO / Котировки онлайн

 

 

Характеристика акций NIO, данные по основным акционерам

Компания выпустила 3 класса акций:

  • А – обычные голосующие бумаги, каждая дает право на 1 голос на собрании акционеров. Всего выпущено 1,313779445 млрд акций, более 95% находится в свободном обращении.
  • В – не торгуются на бирже, вес каждой увеличен до 8 голосов. Существует 128,293932 млн акций такого типа.
  • С – каждая соответствует 1 голосу, также не торгуются на бирже, выпущено 166,982691 млн бумаг этого вида.

 

Обычные акции торгуются на Main Board Гонконгской биржи с тикером 9866.HK, листинг прошел 10 марта 2022 г. На биржах других стран доступны депозитарные расписки, ADR на NYSE стали доступны 12 сентября 2018 г. В роли банка депозитария выступает Deutsche Bank Trust Company Americas. Каждая депозитарная расписка соответствует одной акции.

Помимо NYSE и Гонконгской биржи депозитарные расписки на эти акции доступны на площадках Германии, России, Мексики, Швейцарии. Основной объем приходится на NYSE.

торговый оборот nio

 

Явных «китов» среди акционеров нет, лишь 4 акционера обладают долей, превышающей 2% от общего количества акций. В их число входят:

  • Baillie Gifford & Co.
  • Hillhouse Investment Management Ltd.
  • The Vanguard Group, Inc.
  • SSgA Funds Management, Inc.

[adsp-pro-2]

Акции NIO входят в корзины 4 крупных индексов:

  • ARCA China.
  • NYSE Composite.
  • MSCI EM.
  • CSI Overseas Mainland Enterprises.

 

Исторический максимум был достигнут в начале 2021 г., тогда стоимость 1 ADR на NYSE переваливала за $65. Затем последовала затяжная коррекция и акции компании NIO подешевели более чем в 3 раза.

Компания не выплачивает дивиденды. NIO находится на ранней стадии развития, в такие периоды компании обычно делают акцент на развитии и выходе на новые рынки.

Рекомендую прочитать также:
инвестиции в сталь
Инвестиции в сталь – как заработать? Перспективы рынка, «стальные» компании, факторы роста
  Сталь – один из самых востребованных металлов на планете. Этот металл легко поддается переработке для повторного использования, за счет […]

 

Краткая история NIO

Основателем компании стал небезызвестный в Китае Ли Бин. Первые эксперименты в бизнесе предпринимались еще в 1996 г., попытка была удачной, а в 2000 г. Бин закрепил успех, создав Bitauto Holdings. Компания была продана лишь в 2013 г., что сделало Ли Бина владельцем солидного капитала.

В первой половине десятых годов Бин акцентирует внимание на экологическом транспорте. Инвестирует в соответствующие стартапы и создает NextEV Inc. с регистрацией на Каймановых островах. Предполагалось, что это будет холдинг, управляющий китайской компанией Shanghai Weilai Automobile, а уже она займется производством электромобилей. Успех предопределило то, что Бину удалось привлечь инвестирование от ключевых функционеров Tencent, Baidu, Xiaomi, Chehejia.

За пределами Китая о компании заговорили после того, как она стала спонсором китайской команды Team China Racing Formula E. Примечательно то, что NextEV не просто купила команду, но и разработала трансмиссию, а также запустила производство некоторых узлов в Великобритании.

Компания развивалась очень быстро, ниже – ключевые даты:

  • 2015 г. – запуск дочерних структур в Германии (проектирование) и США (разработка ПО и систем беспилотного управления автомобилем). Специально созданная XPT взяла на себя обязанности производства и поставки таких компонентов как батареи, электродвигатели, устройства для зарядки.
  • 2016 г. – удалось заключить соглашение с JAC, это делалось, чтобы обойти необходимость получения лицензии на производство автомобилей. Соглашение с JAC открывало такую возможность. В этом же году прототип серийного автомобиля устанавливает рекорд круга на немецкой трассе Нюрбургринг. В этом же году произошел ребрендинг, NextEV превратилась в NIO.
    nio et5
  • 2017 г. – в Шанхае начинает работать NIO House. В конце года презентуется первая серийная модель электромобиля.
  • 2018 г. – появляются первые проблемы. До этого у компании была безупречная репутация, а первая модель автомобиля ES8 продвигала NIO в сегмент производителей премиум-электромобилей. Но под конец года несколько моделей сгорели, то же повторилось в 2019 г. Причины были разные – и короткое замыкание при ударе аккумулятора, и неисправность одного из элементов системы зарядки. В этом же году проходило IPO на NYSE, что позволило привлечь более $1 млрд.
  • 2019 г. – началась работа над моделью ES6. Это потребовало серьезных финансовых вливаний, к тому же Китай сократил субсидирование электротранспорта.
  • 2020 г. – ситуация усугубилась. После того как коронавирус превратился в проблему планетарного масштаба NIO балансирует на грани банкротства. В роли спасителя выступили власти города Hefei, через ряд инвестфондов они влили в компанию миллиарды юаней.

 

После этого последовал взлет NIO и других производителей электромобилей. В моменте капитализация компании превышала капитализацию SAIC при том, что SAIC продавал примерно в 100 раз больше автомобилей.

капитализация nio

В 2021 г. компания анонсировала существенные изменения, они затрагивают ПО, планируется внедрение полутвердотельных съемных батарей. Наряду с Xpeng и LI Auto NIO входит в тройку самых перспективных китайских компаний, работающих в области производства электромобилей.

Компания активно работает в Китае, там уже открыто более 800 станций замены аккумуляторов. Такие же станции начинают размещаться в Европе, первая появилась в Норвегии.

 

 

Основные направления работы и ключевые конкуренты

Анализ продаж показывает, что основной доход компания получает за счет продажи электромобилей. На оборудование для заряда электромобилей и прочие направления приходится меньше 6% общих продаж.

До начала 20-х годов 100% продаж приходилось на Китай. После ситуация стала постепенно меняться, в Норвегии появилась первая станция по замене аккумуляторов, в будущем доля Европы продолжит расти.

данные nio

 

Экологически чистый транспорт в целом и электромобили в частности – высококонкурентный сегмент. У NIO есть очень сильные конкуренты, в их число входят:

  • Tesla. Детище Маска известно во всем мире, производственные мощности расположены в том числе и в Китае. «Детские болезни» уже позади, претендует на роль звания лидера отрасли.
  • LI Auto. Входит в тройку крупнейших производителей электромобилей, производственные мощности и штаб-квартира находится в Китае.
  • XPeng. Еще одна китайская компания, по масштабам сопоставима с LI Auto.
  • Rivian. Особенность этой компании – универсальное шасси, одно и то же для разных моделей электромобилей.
  • Aptera Motors. С конца десятых годов полностью сосредоточена на электромобилях. Судя по тестам, именно их прототипы обладают максимальной эффективностью.

[adsp-pro-5]

Это далеко не полный перечень конкурентов. Свои модели электромобилей есть у большинства крупных автомобилестроительных компаний. Все они работают примерно в одном направлении, дополняя линейки обычных моделей с ДВС экологически чистыми моделями.

Пока что NIO выдерживает конкуренцию. Компания пережила практически идеальный шторм – большие расходы на разработку новой модели + сокращение субсидий от правительства + пандемия коронавируса.

 

 

Как работать с акциями NIO

По сравнению с другими акциями вариантов не так много. Самый удобный способ работы с этими бумагами – купить акции NIO на бирже. Для этого понадобится:

  • Брокер с выходом на NYSE (в этом случае работа будет вестись с ADR), или биржу Гонконга, где торгуются ordinary shares. Перед регистрацией счета проверьте есть ли акции компании в перечне доступных активов, эта информация должна быть в описании торговых условий.
  • Регистрация и пополнение счета. Обе операции выполняются удаленно.
  • Отправка заявки на покупку бумаг через торговый терминал. При продаже алгоритм тот же.

Этот способ подходит и для трейдинга, и для инвестиций, когда трейдер собирает долгосрочный портфель. С ликвидностью проблем нет, так что торговать можно и внутри дня.

Есть вариант работы с контрактами на разницу (CFD), но его поддерживают не все брокеры. Преимущество такого метода – повышенное кредитное плечо, более низкий входной порог, также по сделке не нужен контрагент. При работе с CFD трейдер не приобретает акции, а лишь делает прогноз по изменению их цены, если он оправдается, то трейдер получит прибыль.

[adsp-pro-13]

допуск к торгам nio

 

Что касается РФ, то формально депозитарные расписки на соответствующие акции были допущены в августе 2021 г. Но покупать их лучше на NYSE – там максимальные объемы, а значит и нет проблем с поиском контрагента по сделкам. Купить акции NIO в России можно даже после 24 февраля 2022 г., всегда останутся брокеры, работающие с клиентами из РФ и имеющие доступ к NYSE.

Тот же Just2Trade не вводил и вряд ли когда-нибудь введет ограничения для резидентов России. Причем у J2T есть выход практически на все крупные рынки планеты.

[adsp-pro-16]

 

 

Факторы, влияющие на стоимость акции NIO

Стоимость этих бумаг зависит от целого набора факторов, в их число входят:

  • Квартальные отчеты. Финансовый год завершается 31 декабря, отчеты выходят в апреле, августе, ноябре, а итоговый отчет публикуется в следующем календарном году. Резкое падение/рост доходов сильно влияет на котировки акций. В такие периоды лучше воздержаться от торговли – это касается только трейдинга.
    рост акций nio после отчетности
  • Темпы продвижения за пределами Китая. Пока что большая часть продаж приходится на Поднебесную, но Европа, США и прочие регионы могут дать кратный прирост продаж. Компания только начинает осваивать Европу, возможно начнет продвижение в США. Могут быть проблемы из-за крупных конкурентов – той же Tesla Илона Маска.
  • Скорость развития инфраструктуры. Нет смысла продавать сотни тысяч автомобилей, если не обеспечить их сотнями станций для смены аккумуляторов. В Китае их уже больше 800, в Европе счет идет на единицы.
    станция замены аккумуляторов от NIO
  • Проблемы с безопасностью. В прошлом было несколько случаев воспламенения автомобилей из-за конструктивных недостатков. Если проблемы такого типа станут массовыми, то компании придется отзывать электромобили, а это серьезные потери (и финансовые, и имиджевые).
  • Переход на более совершенные аккумуляторы. Планируется переход на полутвердотельные батареи, если NIO удастся повысить эффективность аккумуляторов, это станет конкурентным преимуществом.
  • Успехи в разработке ПО для беспилотных электромобилей.
  • Возможные изменения в законодательстве Китая. Например, полная отмена льгот для электротранспорта.
  • Коронавирус. Хотя этот фактор и отошел на второй план, но производственные мощности расположены в Китае, а там власти действуют особо жестко. При неблагоприятном стечении обстоятельств работа заводов может быть поставлена на паузу, а это ударит по продажам NIO.
  • Возможный buyback. С соответствующими рекомендациями выступал китайский надзорный орган. Другие корпоративные действия также могут повлиять на котировки бумаг.
  • Усиление регуляторного давления в Китае, это медвежий фактор для всех китайских акций.
  • Возможный делистинг с NYSE из-за несоответствия требованиям SEC. NIO и еще 4 китайские компании – главные кандидаты на исключение.
Рекомендую прочитать также:
Стоимостные инвестиции
Стоимостное инвестирование – обзор методики и пример портфеля
  Стоимостное инвестирование предполагает поиск недооцененных акций, в портфель включаются бумаги, торгующиеся ниже внутренней стоимости. Сила бренда отходит на второй […]

Пока что NIO выглядит перспективно. О масштабах и потенциале говорит хотя бы то, что ее включили в ТОП3 крупнейших китайских компаний, занимающихся разработкой и производством электромобилей.

 

 

Перспективы и риски инвестирования в NIO

В NIO не стали отходить от хорошо зарекомендовавшего себя подхода. Они создают одну платформу под как минимум несколько разных моделей автомобилей, это облегчает проектирование и снижает издержки. В 2022 г. ожидается 3 модели на платформе NT 2.0, в этом же году планируется начало эксплуатации полутвердотельных батарей.

Ближайшие планы выглядят так:

  • Первая половина 2022 г. – начало поставок флагманского седана ET7.
  • 2-3 квартал 2022 г. – презентация модели ES7 SUV.
  • Сентябрь 2022 г. – начало поставок седана ET5. Примерно в это же время в Германии должны стать доступными модели ЕТ7.
  • 4 квартал 2022 г. – начало поставок ES7 SUV и старт эксплуатации батарей нового типа.

авто nio

 

Также к концу 2022 г. ожидается некое глобальное обновление бренда. Детали пока не раскрываются.

В ближайшие пару лет ожидается сильный рост продаж. Сообщается, что по итогам 2022 г. продажи дойдут до 30000 единиц. Это ограничение вызвано проблемами с цепочками поставок – до сих пор сказываются последствия коронавирусной пандемии. В 2023 г. продажи должны вырасти вдвое и дойти до 60000 электромобилей. Для сравнения – еще в 2019 г. компания продала чуть больше 1000 автомобилей.

Помимо Германии в 2022 г. компания планирует выход на рынки Нидерландов, Швеции и Дании. Если учесть Норвегию, то NIO будет присутствовать уже в 5 европейских странах.

Отметим и NIO Autonomous Driving (NAD). Говорить о полноценном автопилоте пока рано, но Ли Бин говорил, что в ближайшем будущем начнет работать система Navigate-on-Pilot, что облегчит управление автомобилем в городских условиях.

Интересными выглядят и прогнозы аналитиков. Так, в Daiwa Capital Markets в апреле 2022 г. подтвердили, что ориентир по бумагам NIO находится на отметке $72. Если прогноз отработает хотя бы частично, это будет означать рост на сотни процентов с текущих уровней.

В ближайшие годы ожидается рост основных мультипликаторов. Например, в течение следующих 4 лет возможен 6-кратный рост EBITDA.

показатели nio

 

К рискам можно отнести:

  • Возможное снижение интереса к электротранспорту. Маловероятный сценарий.
  • Долгосрочные перебои с цепочками поставок – это реально при условии, что проблемы с коронавирусом продлятся годы.
  • Молодость компании. В теории возможно повторение истории 2020 г., когда только вмешательство властей спасло автопроизводителя от банкротства.

 

Если ограничиться сектором электротранспорта, то NIO относится к надежным бумагам. Текущее снижение стоимости бумаг не зависело от самой компании, это скорее неудачная комбинация внешних факторов.

 

 

Заключение

Акции NIO кажутся аутсайдером, если оценивать только график, не учитывая причины падения котировок. В реальности все не так плохо, у компании есть ключевое – мощная производственная база, инфраструктура в Китае и активное продвижение в Европе. Бизнес успешно конкурирует и на внутреннем рынке, и за его пределами.

Оптимистичные прогнозы, предполагающие кратный рост котировок и основных мультипликаторов – не бессмысленная фантазия. Есть все основания считать, что как минимум частично эти сценарии реализуются. А это значит, что пока бумаги NIO на минимумах их стоит включить в свой портфель.

 

Автор: Вадим Бон

Инвестор, предприниматель, трейдер, автор и создатель финансового блога internetboss.ru

"Занимайтесь любимым делом - только так можно стать богатым".

Подпишись на телеграм канал блога! - @internetboss_invest

Бесплатные торговые идеи, новые статьи сайта, важные новости из мира финансов и многое другое

Читайте также