Краудфандинг за последние десятилетия превратился в популярный способ финансирования самых разнообразных проектов, от инновационных изобретений до художественных произведений. Однако, наряду с огромным числом успешных историй, существует и темная сторона краудфандинга: аферы и провалы, порой обходящиеся инвесторам в миллионы долларов. В этой статье мы рассмотрим 5 крупнейших краудфандинговых афер и провалов всех времен по размеру собранных средств.
5. Ouya, собранные средства: $8.5 млн
Ouya стартовала как многообещающий проект игровой консоли на платформе Kickstarter в 2012 году, быстро привлекая внимание и финансовую поддержку сообщества. С идеей создания доступной игровой системы на базе Android, Ouya собрала более $8,5 миллионов, став одним из самых успешных краудфандинговых проектов на тот момент.
Не смотря на успешный старт и огромные ожидания, Ouya столкнулась с серьёзными трудностями. Проблемы начались с задержек в производстве и отгрузке консолей поддержавшим проект. Когда консоли наконец были доставлены, они получили смешанные отзывы как от критиков, так и от пользователей. Основные критические замечания касались качества сборки, производительности и ограниченного набора игр.
В 2015 году, спустя всего три года после своего громкого дебюта, Ouya была приобретена компанией Razer Inc. Однако новые владельцы не смогли полностью восстановить проект, и поддержка Ouya была окончательно прекращена в 2019 году.
4. The Coolest Cooler, собранные средства: около $13 млн
The Coolest Cooler, запущенный на Kickstarter в 2014 году, стал одним из самых обсуждаемых краудфандинговых проектов своего времени. Проект собрал более $13 млн, обещая инновационный кулер со встроенными динамиками, зарядным устройством и блендером. Изначальная цель по сбору средств составляла всего $50,000. Несмотря на захватывающие обещания, Coolest Cooler столкнулся с серьезными проблемами в производстве и доставке, в результате чего многие поддержавшие проект так и не получили свои кулеры.
После многих задержек и неоднократных изменений в таймлайне проекта, только часть из более чем 62 тысяч поддержавших его получили свои Coolest Coolers. К 2016 году, создатели проекта объявили, что им не хватает средств для завершения производства и доставки всех заказов. Это привело к многочисленным жалобам и разочарованию среди поддержавших проект.
К декабрю 2019 года компания объявила о закрытии, оставив без заказанных холодильников более 20,000 из 62,642 первоначальных спонсоров.
3. Pebble Time, собранные средства: более $20 млн
Pebble Technology, стартап, занимающийся разработкой умных часов, привлек внимание всего мира своим продуктом Pebble Time. Компания запустила свою краудфандинговую кампанию на платформе Kickstarter в 2015 году и собрала рекордную сумму, значительно превысив свою первоначальную цель в $500,000 на 4000%.
Этот успех позволил компании продать 2 миллиона часов и заработать $230 миллионов. Однако, несмотря на ранний успех, Pebble столкнулся с серьёзными финансовыми трудностями при запуске своей второй версии продукта — Pebble Time. Продажи не достигли ожидаемых $100 миллионов, остановившись на отметке в $82 миллиона, что привело к перепроизводству и кризису ликвидности.
Со временем компания Pebble испытала трудности с адаптацией к меняющемуся рынку умных часов. В то время как конкуренты, такие как Fitbit и Apple Watch, успешно переориентировались на фитнес и здоровье, Pebble оставалась «не фитнес-компанией в своей основе».
Компания Pebble была в конечном итоге приобретена Fitbit в 2016 году, что привело к прекращению поддержки существующих устройств Pebble, включая отказ от обновлений программного обеспечения и обслуживания гарантий. Это стало ударом для владельцев часов Pebble и рассматривается как одна из самых значительных неудач в истории Kickstarter.
2. Star Citizen, собранные средства: более $300 млн
Компьютерная игра Star Citizen, разрабатываемая компанией Cloud Imperium Games под руководством Криса Робертса, является амбициозным проектом в жанре космического симулятора. Проект начал собирать средства через краудфандинг на платформе Kickstarter в 2012 году, и с тех пор привлек более $300 млн от поклонников по всему миру.
Игра представляет собой космический симулятор с открытым миром, предлагающий игрокам исследовать галактику, вести торговлю и участвовать в космических баталиях. Проект привлек внимание своим звездным актерским составом, в который входят Гэри Олдман, Марк Хэмилл и Джиллиан Андерсон.
Star Citizen столкнулся с проблемами в разработке, включая отсутствие четкой дорожной карты и многочисленные задержки релиза долгожданной игры Squadron 42 (вступительная часть к игре Star Citizen), которая должна была выйти еще в 2014 году.
Кроме того на компанию обрушилась волана критики за использование микротранзакций и системы, которые могли восприниматься как «pay-to-win». Продажа дорогостоящего цифрового контента в игре, которая еще не была выпущена, вызвала обеспокоенность среди фанатов и игроков. Например, велись продажи космических кораблей и недвижимого имущества из игры за десятки тысяч долларов.
На момент написания статьи (конец 2023 года), проект так и не был выпущен, и продолжают переноситься даты его релиза, из-за чего Star Citizen можно считать одной из крупнейших краудфандинговых афер современности (по крайней мере на данный момент это можно расценивать именно так).
1. JuicyFields, ущерб от $800 млн до $2-3 млрд
Эта платформа для инвестирования в медицинский каннабис, начала свою деятельность в 2020 году, обещая инвесторам высокую доходность. JuicyFields завлекала инвесторов обещаниями огромных доходов от инвестиций в каннабис, предлагая до 66% годовых. JuicyFields предлагала участие в культивировании, сборе и продаже каннабиса через свой одноименный сайт. Т.е. на сайте можно было якобы купить определенные растения, и получать хороший в процентном соотношении доход.
Изначально выплаты прибылей проходили успешно, однако позднее возникли подозрения в мошенничестве. В 2022 году стало ясно, что обещанные выплаты не осуществляются, а сама модель деятельности JuicyFields имела все признаки классической Пирамиды (Ponzi scheme) или. В середине 2022 года компания неожиданно прекратила свои операции и исчезла из Интернета. Оценки ущерба от действий компании варьируются от нескольких сотен миллионов до нескольких миллиардов евро, затрагивая тысячи инвесторов по всему миру.
В Испании и Франции поданы коллективные иски против JuicyFields, где компанию обвиняют в мошенничестве и хищении средств. Средняя потеря для каждого инвестора составила значительные суммы, при этом некоторые потеряли вложения в размере до 200,000 евро.
Представители JuicyFields, включая бывшего генерального директора Алана Глэнса и бывшего представителя компании Даниэля Гауци, отрицают свою причастность к мошенничеству и заявляют, что стали жертвами обмана.